РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «Страхи, тревожность и ПТСР. Как помочь ребенку»


Посттравматическое стрессовое расстройство, а сокращённо — ПТСР — это психическое состояние, которое мешает жить некоторым жертвам или наблюдателям ужасных событий: боевых действий, катастроф, несчастных случаев, физического или сексуального насилия. Изначально диагноз ставили тем, кто побывал на войне, но ПТСР может развиться у любого человека.

Большинство людей после травмирующего события чувствуют тревогу, грусть, гнев или раздражение. У них бывает бессонница и постоянная усталость. Это нормальная реакция на угрозу жизни и здоровью, ощущение беспомощности и потерю контроля над происходящим. Но через месяц эти проявления, как правило, ослабевают и люди возвращаются к обычной жизни.

Если симптомы не угасают, человека продолжают мучить воспоминания и кошмары, можно говорить о развитии посттравматического стрессового расстройства. По данным ВОЗ, лечение от него нужно 9% тех, кто пережил что‑то ужасное.

Почему возникает ПТСР

Точно не известно, почему стрессовое расстройство развивается у определённых людей. Но есть факторы, которые усиливают риски:

  • Характер травмы. Чем сильнее и продолжительнее стресс, тем выше вероятность ПТСР.
  • Уже пережитые ранее психологические травмы. Например, жестокое обращение в детстве.
  • Наследственность. Больше рискуют те, у чьих родственников были тревожные расстройства или депрессия.
  • Работа или хобби, связанные с постоянным стрессом или опасностью для жизни.
  • Наличие других психических расстройств.
  • Темперамент, а также то, как мозг регулирует гормоны и другие химические вещества, которые выделяются в ответ на стресс.
  • Отсутствие поддержки близких после травмы.
  • Частое употребление алкоголя и других психоактивных веществ.

Как проявляется ПТСР

Симптомы посттравматического расстройства чаще обнаруживаются в течение месяца после события, но иногда их замечают только через несколько лет. Такое может произойти на фоне нового стресса или случайного напоминания о пережитом.

Разделить симптомы можно на четыре основные группы.

Навязчивые воспоминания и сны

  • Человек не может забыть и постоянно прокручивает в голове произошедшее.
  • Ему снятся кошмары, из‑за этого страшно ложиться спать.
  • Любое напоминание о событии вызывает сильные эмоции или физические проявления. Например, после автокатастрофы пострадавший реагирует на автомобильный сигнал дрожью в руках или резким приступом страха.

Избегание

  • Пострадавший постоянно пытается забыть о пережитом, на это тратится очень много сил и энергии.
  • Он старательно избегает мест или людей, которые могут напомнить о страшном. Например, после смерти близкого человек может отказываться от встреч с другими родственниками, чтобы не разговаривать об умершем.
  • Бросает любимые занятия, если они как‑то связаны с произошедшим. Девушка, которая пережила нападение в подъезде, может отказываться от тренировок после работы, потому что боится вечером возвращаться домой.

Изменения настроения и мышления

  • Появляются негативные мысли о себе, других людях или мире.
  • Преследует ощущение безнадёжности. Нет целей в жизни и стремления что‑то изменить.
  • Возникают проблемы с памятью. Иногда не получается вспомнить важные детали травмирующего события.
  • Становится сложно общаться с близкими, поддерживать отношения.
  • Пропадает интерес к увлечениям или встречам с друзьями.
  • Пострадавший не способен радоваться или печалиться, только отстранённо наблюдает за жизнью со стороны.

Изменения физических и эмоциональных реакций

  • Человек постоянно чувствует угрозу для жизни и стремится обезопасить себя любыми способами.
  • Часто ощущает вину за произошедшее или стыд. Думает о том, как можно было избежать случившегося.
  • Теряется концентрация, сложно работать или просто читать книгу.
  • Пострадавший может быть вспыльчив и агрессивен.
  • Появляются проблемы со сном.
  • Человек неосознанно стремится к саморазрушению. Например, много пьёт или игнорирует ПДД.

Симптомы могут нарастать или уменьшаться, проявляться только при новом стрессе или напоминании о страшном событии. Сам пострадавший может не связывать проблемы со сном или концентрацией с пережитой травмой, особенно если прошло много времени. Но при этом постоянный стресс мешает нормально жить.

Тревожные расстройства у детей

Согласно статистике, проблемы с тревогой есть у каждого восьмого ребенка. Когда мы не можем справиться с обыкновенной тревогой у ребенка, она перерастает в расстройство, которое может оставаться у него в подростковом и даже взрослом возрасте. 25 % детей в возрасте от 13 до 18 лет имеют тревожные расстройства, а 5,9 % – достаточно серьезные. Разумеется, родители готовы сделать все возможное, чтобы помочь своему чрезмерно тревожному ребенку. Прежде всего следует определить расстройство, которым страдает ребенок. Рассмотрим их подробнее.

1. Генерализованное тревожное расстройство

Если ребенок часто беспокоится по мелочам, вероятно, у него есть генерализованное тревожное расстройство. Тревога мешает ребенку вести нормальную счастливую жизнь, как у его сверстников. Для многих людей такое расстройство начинается в детстве или подростковом возрасте. Кроме того, девочки страдают им чаще, чем мальчики.

2. Панические атаки

Представьте ситуацию: у вашей дочери выступление. Вы ждали этого месяцами. Как только она выходит на сцену, то сразу замирает, ее сердце начинает биться чаще, а дышать становится трудно. Ваш самый сильный страх сбылся: у нее случилась паническая атака.

Паническая атака – это внезапное чувство сильного страха. Панические атаки имеют физические проявления: учащенное сердцебиение, одышку и даже потерю сознания. Дети, страдающие данным расстройством, обычно живут со страхом, что у них постоянно будут случаться приступы.

3. Сепарационна тревога

Сепарационная тревога – это состояние, которое испытывает ребенок, находясь в разлуке с родителями или людьми, к которым привязан.

Маленькие дети испытывают привязанность к своим родителям. Поэтому для детей вполне нормально немного волноваться, когда родителей нет рядом. Сепарационная тревога чаще всего встречается у детей в возрасте от 8 до 14 месяцев. Но если подобные симптомы встречаются у детей старше 5-ти лет (например, они беспокоятся, когда родители уходят на работу), это свидетельствует о расстройстве психики.

В таких случаях у ребенка возникает иррациональный страх, что что-то плохое может случиться с ним или родителями, если их не будет рядом. Поэтому ребенок стремится постоянно быть вместе с родителями.

Обычно тревожное расстройство возникает в результате травмирующего события. Часто оно возникает у детей, которых чрезмерно опекают родители.

4. Социальная фобия

 Если ребенок испытывает тревогу перед тем, как пойти на День рождения к однокласснику или вечеринку, если он избегает компаний, возможно, у него социальная фобия. При этом у ребенка возникает первичный страх совершить ошибку и попасть в неловкое положение.

Иногда страх ребенка усиливается из-за недостаточно развитых социальных навыков. Но чаще всего сам страх приводит к тому, что ребенок еще больше совершает ошибки и еще больше волнуется. В некоторых случаях сильная социальная фобия может приводить к паническим атакам.

5. Избирательная немота

Родителей раздражает, когда ребенок, который обычно разговорчив, вдруг не произносит ни слова в присутствии посторонних. Родителям кажется, что ребенок делает это специально и попросту их позорит.

Возможно, это не так. Возможно, ребенок страдает расстройством под названием «избирательная немота».

Избирательная немота – это состояние, когда ребенок молчит в определенных ситуациях. Чаще всего ребенок никак не общается в присутствии посторонних людей или во время массовых мероприятий. Обычно избирательной немотой страдают дети с тревожными расстройствами или социальной фобией.

6. Избирательные фобии

Дети боятся темноты. Некоторые боятся клоунов, пауков, закрытых помещений и т. д. В большинстве случаев эти страхи проходят по мере взросления ребенка. В некоторых случаях страхи остаются и перерастают в фобии или иррациональные страхи.

Избирательные фобии – довольно распространенное явление. Они могут мешать ребенку наслаждаться здоровой жизнью. Фобии могут быть разными для разных детей: например, одни боятся пауков, другие – высоты и т.д.

Фобия может развиться у ребенка из-за генетической предрасположенности или травматической ситуации. Факторы окружающей среды, возраст ребенка и повторяющиеся с ним ситуации также могут приводить к фобиям.

Что вызывает тревожность у детей?

У одних детей тревожность вызвана взаимоотношениями в семье, у других является результатом воспитания или связана с окружением, в котором они растут. Рассмотрим причины тревожных расстройств у детей.

1. Генетическая предрасположенность

 Исследования не подтверждают, что тревожность передается по наследству. Однако дети могут иметь определенный риск возникновения тревожных расстройств, если они есть у кого-либо из родителей или близких родственников. Но в то же время, если вы или ваши родители страдаете от тревожных расстройств, не обязательно, что они появятся у ваших детей.

2. Окружающая среда

Сама по себе генетика не определяет, будет ли у вашего ребенка развиваться то или иное тревожное расстройство. Решающую роль здесь играют среда, в которой растет ребенок, люди, которые его окружают, и ценности, с которыми он сталкивается.

Таким образом, если ребенок каждый день испытывает стресс из-за конфликтов в семье, у него есть вероятность развития тревожного расстройства.

Кроме того, тревожное расстройство может развиться у детей, которые подверглись словесному или физическому насилию. Также такие расстройства возникают, если ребенок:

  • стал свидетелем преступления или жестокого поведения;
  • пережил семейную трагедию (например, развод родителей или смерть близкого родственника);
  • пережил сильные изменения в образе жизни из-за изменения финансового положения и т.д.

3. Состояние здоровья

У некоторых детей тревожность появляется вследствие болезни, длительного лечения и резкого изменения образа жизни. Например, тревогу могут вызывать такие опасные болезни, как:

  • онкологическиие заболевания;
  • сахарный диабет;
  • болезни органов дыхания, например, астма, хронические заболевания легких и т.д.;
  • хронические боли;
  • побочные эффекты от лекарств.

4. Биохимия тела и мозга

Некоторые тревожные расстройства, такие как, например, панические атаки, могут быть результатом специфики мозговых функций. Изменения в биохимии мозга могут влиять на самочувствие человека. Биохимия мозга способна меняться из-за генетики или воздействия вредных химических веществ, которые могут вызывать у человека определенные эмоции.

Чаще всего тревога у ребенка бывает вызвана сразу несколькими причинами. Таким образом, если родители ребенка страдают тревожными расстройствами, и он становится свидетелем травматического события, у него большая вероятность развития тревожного расстройства, чем у других его сверстников без подобных симптомов.

Симптомы тревожности у детей

Когда ребенок начинает беспокоиться о чем-то, он проявляет определенное поведение. Чтобы вовремя распознать появление тревоги, обращайте внимание на такие симптомы:

1. Ребенок излишне беспокоится обо всем.

2. Ребенок чувствует раздражительность и перепады настроения.

3. Ребенок испытывает постоянное чувство усталости.

4. Ребенок не может сосредоточиться на чем-либо.

5. Ребенку трудно засыпать, потому что он часто беспокоится по ночам из-за негативных происшествий.

6. У ребенка меняются привычки в питании, ухудшается аппетит.

7. Ребенок чувствует себя бесполезным.

8. Ребенок чувствует иррациональный страх перед кем-то или чем-то.

9. Ребенок капризничает и отказывается расставаться с родителями.

10. Ребенок ищет способы избежать ситуаций, вещей или людей, вызывающих у него беспокойство.

11. Ребенок боится смерти. Это вызывает у него панические атаки.

12. Ребенок легко пугается.

13. У ребенка низкая самооценка.

14. У ребенка мало друзей, практически отсутствует социальная жизнь.

15. Ребенок беспокоится о плохих событиях еще до того, как они случились.

16. В случае компульсивных расстройств у ребенка повторяются действия и мысли.

 Также у ребенка встречаются такие физические симптомы:

1. Повышенная потливость.

2. Высокий пульс.

3. Одышка.

4. Дрожь в конечностях.

5. Тошнота и дискомфорт в желудке.

6. Головокружение.

 Дети, испытывающие тревожность, не всегда понимают причины своих чувств. Они могут чувствовать себя беспомощными и испуганными. Родители должны быть начеку и своевременно выявлять симптомы тревоги у детей. Если же вам кажется, что ситуация вышла из-под контроля, обратитесь за помощью к психологу.

Как помочь ребенку, страдающему тревожными расстройствами

Чтобы облегчить тревогу у ребенка, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • проявляйте сочувствие. Прислушивайтесь к чувствам ребенка и уважайте их. Это поможет ребенку справиться с тревогой. Не усиливайте неприятные чувства;
  • сохраняйте спокойствие, когда ребенка что-то беспокоит. Научите его техникам расслабления, чтобы он мог их использовать во время приступов тревоги;
  • поощряйте ребенка говорить о его чувствах, задавать вопросы и выражать страхи. Слушайте его, не осуждая. Дайте ему понять, что он всегда может поделиться своими эмоциями;
  • не критикуйте ребенка за совершенные ошибки – это может только усилить его тревогу;
  • старайтесь поддерживать привычный распорядок дня. Изменения могут взволновать ребенка и вызвать у него тревогу;
  • проявляйте гибкость и снижайте свои ожидания от ребенка, когда он испытывает тревогу (например, когда он сдает экзамены, принимает участие в соревнованиях или выступает на сцене);
  • замечайте и признавайте маленькие достижения ребенка. Например, если ваш застенчивый ребенок пошел на вечеринку к однокласснику и не испытывал при этом тревогу, похвалите его за это;
  • не задавайте ребенку навязчивых вопросов, не говорите о вещах, которые могут вызвать у него приступ тревоги;
  • если ребенок стал свидетелем негативной ситуации, возможно, в будущем он будет испытывать тревогу. Убедите его, что он в безопасности, и все будет хорошо.

Занятия для детей, испытывающих тревогу

 Занятия, призванные облегчить тревогу у ребенка, должны быть простыми. Идея заключается в том, чтобы облегчить неприятные эмоции. Лучше всего в этом могут помочь игры.

1. Мыльные пузыри

Расслабленное дыхание может помочь ребенку быстрее успокоиться. Когда мы глубоко дышим, активизируется наша парасимпатическая нервная система, и это помогает нам быстро привести тело в состояние покоя. Но иногда бывает сложно научить ребенка дышать, особенно тогда, когда он испытывает тревогу.

Самый простой способ научить ребенка глубоко дышать – это пускать вместе с ним мыльные пузыри. Выдувая пузыри, ребенок делает равномерные вдохи и выдохи, а сам вид пузырей также успокаивает его.

Как выполнять. Наполните банку мыльной водой. Возьмите соломинку или трубочку, через которую будете пускать пузыри. Покажите ребенку, как можно выдуть большой пузырь, сосредоточившись на дыхании. Предложите ребенку попробовать пускать пузыри самостоятельно. Поощряйте его каждый раз, когда у него будет получаться.

2. Банка с тревогами

Это упражнение предназначено для того, чтобы ребенок мог выразить вслух свои тревоги и избавиться от них.

Как выполнять:

  • возьмите стеклянную или жестяную банку с крышкой;
  • возьмите ручку и бумагу;
  • каждый раз, когда ребенок будет о чем-то беспокоиться, он должен записать это на бумаге и положить в банку.

Еще один вариант такого упражнения – ведение дневника беспокойств.

3. Успокоительная коробка

Что беспокоит вашего ребенка? Что способно его успокоить? Вам нужно знать ответы на эти вопросы.

Сядьте рядом со своим ребенком и соберите в одну коробку вещи, которые его успокаивают. Каждый раз, когда он испытывает тревогу, вещи из коробки помогут ему успокоиться.

Как выполнять. Возьмите коробку и положите в нее вещи, которые нравятся ребенку (например, его любимая игрушка, книга или картинка). Сюда также можно положить мячики, которые ребенок может сжимать, испытывая стресс, и другие подобные предметы.

4. Раскрашивание камешков

Рисование имеет терапевтический эффект. Раскрашивая камешки в разные цвета, можно помочь ребенку справиться с тревогой.

Как выполнять:

  • соберите гладкие морские камешки в коробку. Скажите ребенку, что эти камешки успокаивают;
  • когда ребенок начинает тревожиться, предложите ему взять из коробки камешек и раскрасить его;
  • используйте акриловые краски, которые можно смыть, если камешки закончатся.

5. Баночки с блестками

Это занятие успокаивает ум ребенка. Сделать для ребенка баночку с блестками довольно легко.

Как выполнять:

  • вам понадобятся небольшая прозрачная баночка с водой, горячий клей, блестки и пищевой краситель;
  • наполните половину банки водой, добавьте одну-две капли пищевого красителя;
  • добавьте в воду немного блесток;
  • в другой банке смешайте гель для волос и воду. Хорошо перемешайте, пока гель не растает;
  • добавьте гель в баночку. С помощью клея приклейте крышку к баночке.

Каждый раз, когда ребенок испытывает тревогу, дайте ему баночку и предложите несколько раз перевернуть ее вверх дном. Научите ребенка делать медленные вдохи и выдохи, когда он наблюдает за тем, как блестки медленно опускаются на дно.

6. Успокоительное видео

Каждый раз, когда ребенок испытывает тревогу, он чувствует, что ситуация выходит из-под контроля. Но это не так. Помогите ребенку понять, что, если он раньше справлялся с приступами тревоги, то может справиться и сейчас. Все, что вам для этого нужно, – снять видео.

Как выполнять:

  • попросите ребенка рассказать, что он делает, когда испытывает тревогу. Снимите это на видео;
  • ребенок может даже показать, как именно он справляется с тревогой;
  • также он может посоветовать другим детям, как справиться с тревогой;
  • когда он в следующий раз сам испытает приступ тревоги, просто покажите ему это видео.

7. Счастливый мозг, беспокойный мозг

Это веселое занятие. Вам понадобятся лист бумаги, карандаши, клей и вырезанные из журналов фразы, и картинки.

Как выполнять:

  • на бумаге нарисуйте два контура лица, повернутых друг к другу;
  • одно лицо назовите «счастливый мозг», другое – «беспокойный мозг»;
  • предложите ребенку написать под изображением беспокойного мозга все, что его беспокоит, или вырезать соответствующие картинки и фразы из журналов;
  • под изображением счастливого мозга ребенок должен написать все, что делает его счастливым.