Мотивация ученика - основное условие успешного обучения

 


Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой – с безразличием? Мотивация (от лат. «двигать») – это методы, средства, побуждения учеников к активной познавательной деятельности, т.е. это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

В современной школе вопрос с мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Учение имеет полемотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. В роли мотивов выступает во взаимосвязи потребности и интересы, стремление и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложное образование.

Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, классов, общества и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний. Они как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ученик захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивом обучения – внешнему нажиму, а мотивом учения – внутренним побудительным силам.

Обучение школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:

Ø   чувства долга;

Ø   желание получить похвалу учителя;

Ø   привычка выполнять требования взрослых;

Ø   познавательный интерес;

Ø   честолюбие;

Ø   стремление утвердиться в классе;

Ø   желание порадовать родителей;

Ø   желание получать «пятерки»;

Ø   боязнь наказания;

Ø   желание получить награду.

Они действуют сообща, но среди этих мотивов один будет главным, ведущим, остальные – сопутствующие. Учитель будет выделять главный мотив и действовать, опираясь прежде всего на него.

Одним из постоянно сильно всегда действующих мотивов является интерес. Л.С. Высотский писал: «Прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов  к этой деятельности, что у него напряжены все силы, что ребенок будет действовать сам, взрослому же остается только руководитель и направлять его деятельность».

Профессор А.К. Дусавицкий составил типичные «портреты» заинтересованного и незаинтересованного учеников.

«Как работает, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные. Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она – точный сигнал о том, что деятельность приятна, доставляет наслаждение. Мысль работает ясно, четко».

«Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он, то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, или застывает, погруженный в себя, как в сон».

Причины низкой мотивации могут быть различными:

Несоответствие реальных возможностей и уровня развития ребенка требованиям учебного заведения. Желание у школьников пропадает, когда в усвоении предметов у ребенка появились пробелы.

Часто ребенок отрицательно относится к учебе из-за неумения подчиняться правилам и требованиям в школе.

Причиной нежелания учиться могут служить конфликты с одноклассниками и/или учителями.

Завышенные ожидания родителей.

Снижению заинтересованности к учебе способствует излишняя критичность родителей к своим детям и др.


Попробуем разобраться, что предпринять, если мотивация к учебной деятельности пропала.

Самое главное и основное – "включить" себя или "развить" у себя вкус к участию в школьной жизни ребенка.

Проводите подготовку ребенка к школе ежегодно (в зависимости от возраста ребенка), но она должна быть комплексной, то есть по всем направлениям: интеллектуальная - буквы, цифры, правила, даты; физическая – спорт, движение; психологическая - общение, модели поведения в трудной жизненной ситуации. Очень важно научить детей общаться, дружить со своими сверстниками, также детей необходимо научить, как решать проблемы (не самим за них решать), помочь, подсказать, что надо сделать, вместе с ребенком обсудить сложную ситуацию и поискать пути ее решения (не сможете сами, обратитесь к нам).   

Учите детей ставить и достигать цели: что он хочет в жизни или в ближайший год – это цель, обсудите и пропишите шаги достижения (этапы) – это будет план, посмотрите на ресурсы: внутренние – достоинства вашего ребенка, которые помогут достичь цели и внешние, чем он может воспользоваться при реализации цели.

Повышайте уверенность в себе у ребенка: важно! ваше умение критиковать и хвалить, критика не должна быть уничижительной и оскорбительной, должна быть за конкретное действие, а не за сумму деяний, а хвалить ребенка надо всегда, когда он достигает какого-либо успеха, иногда даже незначительного.

Структурирование времени: режим дня, недели, месяцев, лет! Нет четкого режима, не будет порядка в жизни ребенка и сейчас, и во взрослой жизни.

Помогайте своим детям с планированием занятий и распределение нагрузки (делу – время, потехе – час).

Обучение обучению (домашние задания): фиксированное время, ответственность за невыполненное домашнее задание, поощрение и поддержка. В начале обучения или коррекции отношения к учебе - контроль, в отработанном режиме – самостоятельность ребенка. При невыполнении – санкции (заранее проговорить и неукоснительно соблюдать!).

 Проведите анализ семейной ситуации: неблагополучие в семье, противоречивое воспитание, насилие, гиперопека, гипоопека. Сложная семейная ситуации также может вызывать у ребенка снижение мотивации к учебной деятельности.

Создаем общие интересы внутри семьи (совместный досуг, домашние дела, общее хобби, ужины, праздники).

Создаем зону ближайшего развития (не делать за ребенка то, что он может сделать сам).

 Контроль – должен быть как помощь, а не как контроль – давление.

Формирование навыка самоконтроля (проверка себя), иногда можно и через проверку родителей, или младших братьев и сестер.

Организуйте полезное общение со сверстниками (в живом режиме, в социальных сетях они и так общаются).

Важно освоить правильное сравнение ребенка (с ним самим, но вчерашним, а не с другими детьми).

Создавайте эмоциональный настрой при получении новых знаний: - "Да ты что?", "Вот это да!" своим удивлением, восторгом.

Продумайте систему поощрений, обсудите с ребенком.

Оценивайте успехи ребенка, радуясь и гордясь!!!! Акцент на достижениях, а не на неудачах.

Используйте метод "зеленой ручки" (красной ручкой в тексте отмечаются ошибки ребенка, пусть это делает учитель в школе, а дома вы зеленой ручкой подчеркивайте слова, написанные правильно, без ошибок, ребенок визуально будет фиксировать и запоминать правильное написание слова) и метод видоизменения заданий (на части), в тех случаях, если они объемны или сложны, по этапам, частям   ребенку будет легче выполнить.

Всегда отвечайте на вопросы ребенка, процесс познания нового – это интересно и важно для ребенка, да и вы сможете расширить свои знания и повысить свою компетентность, ребенок хочет гордиться вами так же, как и вы им.

Отследите, отрепетируйте свои реакции на плохие оценки в школе (для сохранения собственного "лица" и доверительных взаимоотношений с ребенком).

Поощряйте ребенка на рассказ о своих школьных делах, проявляйте заинтересовать его тревогами, заботами, интересами.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми, НО! не для того, чтобы поругать, а помочь, там, где он нуждается в помощи.

Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.