Уважаемые родителя, если что-то в поведении вашего
ребенка показалось странным, тревожным, или педагог заявил о своем
беспокойстве, – отложите дела, старайтесь практически все время проводить рядом
с подростком (или держать на расстоянии,
но в поле зрения) до тех пор, пока не уверитесь в том, что суицидальное
настроение ушло. Если вы не в состоянии самостоятельно справиться с
существующей проблемой, немедленно обратитесь за помощью к психологам, психотерапевтам или
психиатрам.
Почему ребенок решается
на самоубийство?
-
нуждается в любви
и помощи
-
чувствует себя никому
не нужным
-
не может сам разрешить сложную
ситуацию
-
накопилось множество нерешенных проблем
-
боится наказания
-
хочет отомстить обидчикам
-
хочет получить кого-то
или что-то
В группе риска – подростки, у которых:
-
сложная семейная ситуация
-
проблемы в учебе
-
мало друзей
-
нет устойчивых интересов, хобби
-
перенесли тяжелую утрату
-
семейная история суицида
-
склонность к депрессиям
-
употребляющие алкоголь, наркотики
-
ссора с любимой
девушкой или парнем
-
жертвы насилия
-
попавшие под влияние
деструктивных
религиозных сект или молодежных течений
Признаки суицида:
-
угрожает покончить с собой
-
отмечается резкая смена
настроения
-
раздает любимые вещи
-
«приводит свои дела в порядок»
-
становится агрессивным, бунтует,
не желает никого
слушать
- живет на грани риска, не бережет себя
- утратил самоуважение
Примеры фраз для построения конструктивной беседы с подростком
Подросток говорит |
Родитель отвечает, приглашая к доверитель- ному разговору |
«Ненавижу всех…» |
«Чувствую, что что-то происходит. Давай пого- ворим об этом» |
«Все безнадежно и бес- смысленно» |
«Чувствую,
что ты подавлен. Иногда мы все
так чувствуем себя.
Давай обсудим, какие
у нас про- блемы, как
их можно разрешить» |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня бес- покоит твое
настроение. Поговорим об этом» |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне,
что ты чувствуешь. Я действи- тельно хочу
тебя понять» |
«Я совершил ужасный поступок» |
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину.
Давай по- говорим об этом» |
«У меня никогда ничего не получается» |
Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай об- судим, как это изменить» |
Что Вы можете
сделать?
-
будьте внимательны к своему ребенку
-
умейте показывать свою любовь к нему
-
откровенно разговаривайте с ним
-
умейте слушать ребенка
-
не бойтесь прямо
спросить о самоубийстве
-
не оставляйте ребенка
один на один с проблемой
-
предлагайте конструктивные подходы
к решению проблемы
-
вселяйте надежду, что любая ситуация
может разрешиться конструктивно
-
привлеките к оказанию
поддержки значимых для ребенка лиц
-
обратитесь за помощью
к специалистам
Чего нельзя делать?
-
не читайте нотации
-
не игнорируйте человека, его желание получить
внимание
-
не говорите «Разве
это проблема?», «Ты живешь лучше
других» и т.д.
-
не спорьте
-
не предлагайте неоправданных утешений
-
не смейтесь над подростком
Советы внимательным и любящим родителям:
-
показывайте ребенку, что вы
его любите
-
чаще обнимайте и целуйте
-
поддерживайте в сложных
ситуациях
-
учите его способам
разрешения жизненных ситуаций
-
вселяйте в него уверенность в себе
- помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения
Эти слова ласкают
душу ребенка…
-
Ты самый любимый!
-
Ты очень много можешь!
-
Спасибо!
-
Что бы мы без тебя делали!
-
Иди ко мне!
-
Садись с нами!
-
Расскажи мне, что с тобой?
-
Я помогу тебе…
-
Я радуюсь твоим
успехам!
-
Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!
-
Как хорошо, что ты у нас
есть!