Как помочь ученикам в процессе подготовки к ГИА
В процессе обучения и при сдаче
экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того,
что надо делать, и, во-вторых, умение это делать.
Учителям, помня о том, что «нельзя
научиться плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые
технологии в систему обучения. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий
позволят учащимся в ходе сдачи ГИА реально повысить балл. Зная типовые
конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на
понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие
психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
При этом основную часть работы желательно
проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при
сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально
напряженных, как сдача ГИА.
Психотехнические навыки, полученные
учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к
сдаче ГИА, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена,
способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в
решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Важно репетировать еще и потому, что в
психологии известен такой факт: если запоминание информации и
ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет
более успешным.
Преподаватели обычно объясняют провал на
экзамене низким уровнем знаний ученика. Да, хорошее знание материала
необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать.
Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем
не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная
вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до
экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться
психологические тренинги и специальные консультации для родителей. Но и у
учителей есть возможность научить учеников справляться с излишним волнением
при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?
1. Если накануне экзамена ученик
постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о
плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и
удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого
будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на
место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются
уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном
провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное
напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно
впереди ждет неудача.
2. Если волнение все же не покидает
выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная
задача - как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением
вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас
обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати,
если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием — это не так уж и
хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим
ответам.
3. Если учащийся заранее
рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не
выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже
сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется
хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость,
объективность и беспристрастность.
4. А помните ли вы, как учили
материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения
знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими
учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в
рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших
выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.
5. Используйте при подготовке такой
прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект — это не
переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала.
Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте
времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники
хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них
деятельность.
6. Расслабление уменьшает внутреннее
беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения
отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала
освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем покажите (или
расскажите) их учащимся. Можно включать эти упражнения в структуру урока,
используя их для настроя класса перед контрольными работами.
ПРИЕМЫ,
МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем,
что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них
необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает
скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время
него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых
целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
Лучше всего подходит минеральная вода, ибо
она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях.
Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой
точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют
вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже
требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.
Вторая проблема, с которой сталкиваются
школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий.
Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у
человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но
можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое
полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарий — правой половиной.
Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела
приводит к координации полушарий мозга.
Физическое упражнение, влияющее на
гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный
шаг» и проводится следующим образом.
Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено
чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок,
навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на
него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой
рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно
подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого
упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Если нет возможности сделать «перекрестный
шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить
следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий
на букву «X», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от
физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого
полушарий.
Следующее упражнение уменьшает кислородное
голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным
голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать
необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты.
Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка
обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей),
соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое
количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от
кислородного голодания, достаточно 3—5 зевков.
Упражнения для снятия стресса
Упражнение 1.
Этот комплекс очень прост и эффективен,
для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
1. Нахмурьте лоб, сильно
напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите
упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1
секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
2. Крепко зажмурьтесь, напрягите
веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение
быстрее.
3. Наморщите нос на 10 секунд.
Расслабьте. Повторите быстрее.
4. Крепко сожмите губы. Расслабьте.
Повторите быстрее.
5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите
быстрее.
6. Упритесь в стену левой лопаткой,
пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
7. Упритесь в стену правой лопаткой,
пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упражнение 2.
Если обстановка вокруг накалена и вы
чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на
месте, за столом, практически незаметно для окружающих,
1. Так сильно, как можете, напрягите
пальцы ног. Затем расслабьте их.
2. Напрягите и расслабьте ступни ног
и лодыжки.
3. Напрягите и расслабьте икры.
4. Напрягите и расслабьте колени.
5. Напрягите и расслабьте бедра.
6. Напрягите и расслабьте ягодичные
мышцы.
7. Напрягите и расслабьте живот. S.
Расслабьте спину и плечи-
9. Расслабьте кисти рук.
10. Расслабьте предплечья.
11. Расслабьте шею.
12. Расслабьте лицевые мышцы.
13. Посидите спокойно несколько минут,
наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы
полностью расслабились.
Упражнение 3.
Это упражнение можно делать в любом месте.
Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти
глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
1. Начните считать от 10 до 1, на каждом
счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10
до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя,
как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
3. Не раскрывая глаз, считайте от 10
до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые
пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в
облака.
4. Плывите по ласковым облакам до тех пор,
пока глаза не откроются сами.
Чтобы найти нужный ритм счета, дышите
медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи
воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните
считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.
ПРИЕМЫ СОВЛАДАНИЯ
С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
ТРЕВОЖНОСТЬЮ
1. Приспособление к
окружающей среде. Опыт показывает, что мощным источником стресса для
школьников, сдающих ГИА, является незнакомое место проведения экзамена и
незнакомые педагоги — члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния
этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать
на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и
недостатки этого места.
Для того чтобы снизить тревогу школьников,
связанную с присутствием на экзамене «чужих» учителей, администрации школы,
стоит пригласить членов экзаменационных комиссий на встречу с учащимися. Цель
этой встречи — демонстрация приглашенными педагогами доброжелательного
отношения к детям, готовности к пониманию и поддержке их в предстоящем
испытании.
2. Переименование. Известно,
что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий
экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход
своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и
конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение
экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное
испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование или «очередной
экзамен».
3. Разговор с самим
собой. Часто школьников пугает неопределенность предстоящего
события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить
тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена,
можно порекомендовать им поговорить с учителями, психологом, родителями или
товарищами о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать
свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом
событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать.
Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА И
ПИТАНИЕ
Всегда, а во время экзамена особенно,
заботьтесь о своем здоровье. В это трудное время нужно хорошо питаться. С
помощью пищи, причем самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга.
Главное — знать, что есть и в каком наборе.
Что происходит в мозгу?
Там непрерывно работают свыше 100
миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. И каждую
секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы сигналов.
Для того чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам
серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает
20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что мы едим,
решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.
Меню из продуктов, которые помогут вам...
...улучшить память
Морковь особенно облегчает заучивание
чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш
совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.
Ананас — любимый фрукт театральных и
музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем
текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном
количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий
(в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.
Авакадо — источник энергии для
кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков
покупок и т.д.)за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины
плода.
...сконцентрировать внимание
Креветки — деликатес для мозга: снабжает
его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть.
Достаточно 100 грамм в день. Но обратите внимание: солить их следует только
после кулинарной обработки (варки или жаренья).
Репчатый лук помогает при умственном
переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови,
улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно.
Орехи особенно хороши, если вам предстоит
умственный «марафон» (доклад, конференция, концерт) или долгая поездка за
рулем. Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.
...достичь творческого озарения
Инжир освобождает голову для новых идей.
Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные
масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом. Лучший «корм» для
журналистов и других творческих профессий.
Тмин может спровоцировать рождение
гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную
систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из
тмина: две чайные ложки измельченных семян на чашку.
...успешно грызть гранит науки
Капуста снимает нервозность, так как
снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», съешьте салат из
капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.
Лимон освежает мысли и облегчает
восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями
иностранным языком неплохо «принять на грудь» стаканчик лимонного сока.
Черника — идеальный «промежуточный корм»
для студентов. Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие
ягоды или варенье.
Что происходит в душе?
На положительные и отрицательные эмоции
тоже можно повлиять при помощи пищи. Поэтому следующие наши советы для тех,
кто хочет поддержать хорошее настроение.
Паприка — чем острее, тем лучше.
Ароматические вещества способствуют выделению «гормона счастья» — эндорфина.
Клубника очень вкусна, и к тому же она
быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.
Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое
мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».