Профилактика экстремизма

 Профилактика экстремизма и терроризма | ГБОУ СПО ЛО Волховский ...



Согласно Статья 1. Закона Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности»

экстремистская деятельность (экстремизм) - это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Донецкой Народной Республики;

- подрыв безопасности Донецкой Народной Республики;

- захват или присвоение властных полномочий;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- публичное оправдание терроризма или публичные призывы к осуществлению террористической деятельности;

- разжигание расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

- унижение национального достоинства;

- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

Одним из проявлений экстремизма является терроризм, который согласно Закону ДНР «О противодействии терроризму» трактуется как 

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий.

 Как показывает следственно-судебная практика, наиболее уязвимым является подрастающее поколение в возрасте от 14 до 22 лет, когда формируется психика человека и происходит его становление как самостоятельной личности. При этом экстремистским идеям более всего подвержена в основном молодежь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования.

 

Практически все организации экстремистской направленности, так или иначе привлекают для участия несовершеннолетних лиц: начиная от распространения литературы радикального характера и участия в обрядах религиозных сект до наиболее опасного вида - вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, а именно, подготовка и проведение массовых беспорядков, организация и участие в деятельности экстремистской организации, организация и участие в экстремистском сообществе. Подростки и молодежь как самая социально незащищенная группа населения, являются наиболее активными участниками конфликтов и различного рода деструктивных организаций, в том числе экстремистского толка. Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям

Нельзя не учитывать, что психология человека в толпе резко меняется, в особенности в экстремальных ситуациях, когда на сознание воздействуют чрезвычайно сильные факторы. Так называемая «психология толпы», когда поведение человека сводится к слепому следованию за общей массой, и является, по мнению автора, основной движущей силой массовых нарушений общественного порядка.

По свидетельствам очевидцев, при массовых беспорядках большинство их участников находятся в состоянии аффекта, вызванного экстремальным воздействием на психику человека. Ранее скопившиеся в человеке отрицательные эмоции, напряжение, стрессы мгновенно вырываются наружу, выражаются совершением импульсивных, неадекватных действий. В таком состоянии способность сознавать фактическую сторону совершаемых действий, а равно руководить своим поведением существенно снижается, однако при этом полностью не исключается. Участники массовых беспорядков понимают, что их действия грубо нарушают общественный порядок, и при желании могут отказаться от их совершения.

Под влиянием толпы лицо способно на совершение неадекватных, внешне ничем не обусловленных, не характерных для него деяний. Психоз, владеющий толпой во время совершения массовых беспорядков, захватывает и отдельных их участников. Единый порыв захватывает всех, при этом самоконтроль, адекватная оценка своего поведения значительно ограничиваются. Человек ощущает себя частью толпы, моментально объединившейся в общем стремлении к какой-либо цели, подчиняя свое поведение общим интересам.

Состояние эйфории, ненависти, агрессии моментально передается всем участникам массовых беспорядков, «заражая», как вирус, всю толпу. Аффективное воздействие на психику человека со стороны сужает ее волевую и сознательную стороны, подавляет в нем внутренние запреты на совершение определенных действий. В таком состоянии человеку легко переступить через психологические барьеры, удерживающие его от определенных шагов. Способом воздействия на людей, реализуемым в толпе, является «заражение», которое Г.М. Андреевой в общем виде определяется как «бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему».

Как показали результаты исследования уголовных дел по фактам совершения массовых беспорядков, большинство их участников однозначно утверждали, что, будучи в обычном состоянии, они никогда не решились бы на совершение тех действий, что учинялись ими во время массовых беспорядков (применение насилия в отношении представителей власти, погромы, поджоги, причинение вреда здоровью человека).

Поведение толпы в таких ситуациях имеет свои психологические особенности.

Психология массовых беспорядков строится по принципу противодействия. При наличии сильных внешних раздражителей (попыток пресечения беспорядков, провокаций, столкновений с противостоящей стороной при национальном конфликте и т.п.) реакцией на это, как правило, становится рост агрессии, разрушительной силы толпы. При этом во многих случаях не оказывает должного влияния привлечение для пресечения беспорядков больших сил, даже многократно превосходящих возможности бесчинствующей толпы. Указанное обстоятельство зависит от особенностей психологии толпы, в которой каждый равняет свое поведение на поведение другого, в силу чего происходит объединение общих усилий, взаимоподдержка, снижение чувства самосохранения!

Поведение толпы во многом зависит от организаторов или зачинщиков массовых беспорядков. Ими, как правило, являются хорошо известные участникам беспорядков лица, обладающие сильными волевыми качествами, знающие настроения толпы, способные повести за собой людей. Они прекрасно разбираются в психологии людей, знают, как организовать их, сплотить вокруг общей цели.

Еще одной особенностью психологии толпы является то, что она объединяется вокруг общей, имеющей значение для всех ее участников идеи или цели. Таковой в абсолютном большинстве случаев является идея противостояния, борьбы с кем-либо. Именно идея борьбы с кем-либо или за что-либо является наиболее сильным взаимообъединяющим фактором.

Поведение толпы зависит во многом в данной ситуации от внешних факторов: реакции властей, действий организаторов массовых беспорядков, провокаций либо продуманных действий по их пресечению Это объясняется^ импульсивностью, спонтанностью начала и течения массовых выступлений. Указанное положение доказывает тот факт, что большинство массовых беспорядков затихает в случае воздействия сильного внешнего фактора. Так, действенный способ применяется для пресечения массовых беспорядков в ряде стран Африки, где в начале массовых беспорядков в предполагаемом месте прохождения толпы при помощи специальных машин разливается зловонная жидкость (смесь гнилых бананов и нечистот). Те участники беспорядков, которым не посчастливилось (попали в них), надолго забывают о своих боевых намерениях, другие в такой ситуации предпочитают прекратить антиобщественные действия.

Отдельной строкой хотелось бы выделить массовые нарушения общественного порядка, совершаемые молодежными объединениями. Всем известны примеры студенческих волнений, выступлений молодежи в защиту тех или иных интересов либо определенной позиции. По мнению автора, психологическая сторона таких выступлений существенно отличается от ранее рассмотренных случаев массовых волнений.

Выше мы отмечали тот факт, что особенностью психологии молодого поколения является стремление выразить себя, самоутвердиться, проявить себя в том или ином деле. На этом основании участие в молодежных выступлениях является для их участников возможностью проявить себя, доказать себе и окружающим собственную значимость. Для личности в период ее формирования является характерным подражание, повышенная внушаемость. В силу названного обстоятельства молодежные выступления легко перерастают в открытые массовые нарушения общественного порядка, так как их молодые участники легко реагируют на несущественную провокацию, с готовностью поддерживая всеобщее буйство, давая в нем выход своей внутренней энергии. В таких случаях участие в беспорядках воспринимается молодыми людьми как элемент игры, совместного времяпрепровождения и в то же время хорошая возможность дать выход внутренней энергии, самоутвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. Не случайно, как показывает практика, подобные молодежные выступления весьма скоротечны, спонтанно начинаются и так же быстро проходят.

В настоящее время отмечается значительный прогресс информационно-коммуникационных технологий, наблюдается рост влияния сети Интернет в молодежной среде.

 

В современном обществе происходит активное проникновение данных технологий во все сферы общественной жизни.

 

Пропаганда экстремизма и терроризма в сети Интернет – одна из проблем, которая стоит перед современным обществом. Молодежь как наиболее мобильная и активная часть населения широко использует социальные сети.

 

Несмотря на предпринимаемые международным сообществом меры противодействия, уровень как глобальной, так и региональной террористической угрозы остается высоким. Отмечается стремление международных террористических организаций активно участвовать во внутренних конфликтах суверенных государств, что способствует постепенному размыванию границ между международным и внутренним терроризмом и усиливает их влияние на социально-политическую обстановку в других странах.

Вербовочная деятельность лежит в основе поддержания высокого потенциала МТО и тесно связана с их активной информационно-пропагандистской деятельностью, что позволяет на качественно высоком уровне выстраивать систему вербовки новых членов.

Весьма широко распространена вербовка через сеть «Интернет», включая тематические сайты, социальные сети, чаты, форумы и блоги. В последние годы для этих целей весьма активно используются каналы и сообщества в мессенджерах, прежде всего в Telegram. Указанные ресурсы собирают вокруг себя сторонников радикальных идей, которые распространяют экстремистский контент, обсуждают различные аспекты осуществления террористической и экстремистской деятельности, а также осуществляют планирование, координацию и информационное освещение своих акций. Такой формат позволяет вербовщикам террористических и экстремистских организаций осуществлять первичный отбор потенциальных кандидатов, дальнейшее общение с которыми осуществляется в «приватном» режиме (так, мессенджер «Telegram» предоставляет опцию «секретного чата», предоставляющего дополнительные гарантии приватности: шифрование трафика на устройствах, запрет пересылки сообщений, отображение сделанных скриншотов, возможность удаления переписки на обоих телефонах, наличие таймера самоуничтожения сообщений и др.).


Еще одним средством вовлечения сторонников (особенно несовершеннолетних) в террористическую и экстремистскую деятельность могут служить онлайновые компьютерные игры, предусматривающие возможность текстовых, голосовых и видеочатов. Особую опасность представляют компьютерные игры, предусматривающие выполнение заданий в реальной жизни, в качестве которых может выступать совершение актов насилия, погромов, иных действий по устрашению населения или отдельных социальных групп.


Специалисты выделяют этапы работы по вовлечению в экстремистские и террористические организации.


Первичная стадия:

  • выявление человека, который является потенциальным объектом для вовлечения в секту, экстремистскую или террористическую организацию. В этих целях вербовщик изучает контент интернет-форумов, блогов, сообществ на предмет обнаружения активных участников;


  • сбор информации об объекте – изучение личной странички в социальных сетях, изучение высказываний конкретного человека в блогах, социальных сетях с целью установления его психологического состояния, умонастроений (т. н. разработка онлайнового профиля человека), переписка посредством личных сообщений с самим объектом;


  • оценка полученной информации с точки зрения возможности привлечения потенциального кандидата к тем или иным акциям в той или иной роли.








Вторая стадия:

  • установление непосредственного контакта с потенциальным объектом, онлайн-беседы, предложения изучить определенную литературу или просмотреть специальные сайты (формирование «самообразования»

объекта в нужном направлении). Здесь вербовщик, как правило, придерживается определенной «легенды» и сообщает о себе сведения, которые будут позитивно восприняты вербуемым (имеет ту же профессию, также разочарован укладом жизни, но нашел выход и т. п.). Характерно, что такие контакты могут расцениваться объектом как совершенно случайные. Однако эти «счастливые» случайности являются результатом продолжительной работы

  • онлайн-режиме;

    • оценка личных психологических качеств человека и его текущих психологических, личностных, материальных проблем. Установление – как именно качества и проблемы человека могут быть использованы для вовлечения его в деятельность экстремистской или террористической организации;

    • отнесение объекта к разряду «одноразовых» или «многоразовых» потенциальных членов;

    • проверка надежности деятельности привлеченного объекта – привлечение к участию в 1–2 пробных онлайновых акциях под строгим наблюдением куратора.


Третья стадия:

  • прямое предложение вступить в организацию. Здесь участие в организации подается как способ решения проблем, выхода из житейского, психологического или мировоззренческого «тупика»;

  • в случае необходимости – психологическое удержание объекта на необходимый для экстремистской или террористической организации период деятельности (консервация);

  • переход к реальной деятельности. Сопряжен с чрезвычайным усилением группового давления. Здесь возможны: привлечение завербованного к вербовочной деятельности в отношении других людей; организация для завербованного перемещения к месту непосредственного осуществления террористических акций или боевых действий; включение в группу, непосредственно реализующую террористические акты, и т. д.


Как распознать вербовщика экстремиста

G:\выступления\вербовщик.jpg

Деструктивные психотехники имеют характерные свойства:

1) воздействие на психику проводится в чрезвычайном по силе (интенсивности) режиме;


2) объект воздействия удаляется из привычной социальной среды и теряет возможность выбора между общепринятой и предлагаемой новой моделью поведения. Специально создаются условия жизни, которые резко отличаются от обычных условий социализации (секты выносят места своего

обитания за город, в малонаселенные пункты; военно-тренировочные лагеря подготовки террористов («рохбар») также выносятся в малоконтролируемые районы);


  1. осуществляется целенаправленная замена самой социальной «матрицы» объекта, подмена социальных и личностных ценностей;


  1. устанавливается жесткая иерархия подчинения, но при этом демонстрируется возможность продвижения по иерархии (это прямая замена нормальным «социальным лифтам»);


  1. формируется «образ врага» (диапазон чрезвычайно высок – от «матери-дьяволицы» до, например, пакистанских спецслужб);


  1. поддерживается хронически нестабильное психофизическое состояние объекта (в результате псевдодобровольного или карательного голодания, непосильного физического труда или изматывающих тренировок и т. д.);


  1. формируется «выученная беспомощность», т. е. неспособность принять самостоятельное решение вне контроля руководителя. Внешний контроль становится обязательным элементом психической деятельности объекта;


  1. по мере реализации деструктивных психотехник выявляются наиболее «перспективные» с точки зрения функциональной манипуляции и возможностей последующего использования люди-объекты.

Существуют ли признаки того, что в отношении человека ведется деструктивное психологическое воздействие? Да, хотя они не всегда очевидны. Заранее оговоримся, что оценивать следует только совокупность нескольких признаков. Сам по себе каждый из них может просто показывать особенности личностного развития или следования моде и быть вполне социально нейтральным либо социально позитивным.




G:\выступления\инфографика 2-01.jpg

G:\выступления\инфографика 2-02.jpg

К числу таких признаков можно отнести:

  1. внезапное изменение лексики, не связанное с получаемыми новыми знаниями в ходе образовательного процесса. Устойчиво произносятся ранее не использовавшиеся слова, которые не характерны для конкретной микро-социальной группы или семьи, и обозначают:


- иерархию в религиозной или военизированной структуре (эмир, эмират, джихад, моджахед);


- новые социальные обязательства (иншалла (клянусь), «хлебом клянусь», упоминание названий джамаатов, к которым принадлежит человек);

- цитаты из религиозных текстов или ссылки на них.

Такого рода «ключевые слова» обычно используются в пропагандист-ских листовках, брошюрах, материалах, в том числе псевдорелигиозного разъясняющего характера.


  1. резкое изменение паттернов поведения, ранее не характерных для конкретного человека:


- внезапно без видимых причин бросает курить, употреблять спиртные напитки, использовать бранные слова, объясняя это новыми правилами жизни;


- общительный молодой человек становится замкнутым, настороженным; раздражение в случае расспросов о его состоянии; симптоматика устойчивого страха, подозрительности. Возможен и диаметрально противоположный вариант – человек становится уверенным, даже самоуверенным и высокомерным, получая поддержку в новой социальной группе;


- внезапная интенсивная увлеченность силовыми видами спорта, восточными единоборствами, стрельбой, владение холодным оружием;


- внезапная без видимых причин увлеченность религиозными, эзотерическими материалами (видеоролики, тексты, специализированные электронные ресурсы); в разговоре – ссылки на новые авторитеты в этой области или ссылки на содержание видеороликов, текстов, сайтов;


- увлеченность специальными компьютерными играми, в которых разыгрываются смешанные (онлайн и офлайн) сценарии, основанные на пропаганде религиозного, расового, этнического, политического противостояния, включающие прямые насильственные действия в реальной жизни и требующие фото- видео- отчета в онлайн режиме. 

  • изменяется отношение к женщине. Поддерживаются и одобряются разговоры о неполноценности женщин, их невысоких умственных способностях и личных качествах. Отношение к женщине становится высокомерным, как к «низшему существу»;


  • резкое и внезапное изменение пищевого рациона – отказ от блюд из свинины, обилие растительной пищи и травяных приправ;


3) смена обычной одежды на специализированную, смена прически:

  • например, девушка из православной семьи начинает носить хиджаб; из гардероба исчезают т. н. «вызывающие» элементы одежды (декольтированные блузы, короткие юбки, чрезмерно яркая и пестрая одежда); изменяется прическа (голова в общественном месте всегда покрыта платком); из обихода исчезают духи и косметика;


  • мужчина перестает носить галстук; цвета одежды «темнеют» и стано-вятся однородными; появляются специализированные четки; отращивается характерная бородка. Лица, принадлежащие к ваххабизму, перестают носить нижнее белье, что соответствует особой традиции;


  • появляются татуировки на арабском языке, чаще всего это цитаты из исламских религиозных текстов, а также татуировки, пришедшие из культуры «исламских моджахедов» (татуировки на японском или китайском языках в современной культуре воспринимаются скорее как интересные картинки, придавая владельцу стиль и элемент загадочности);


  • из разряда очевидного: в гардеробе молодого человека появляются одежда с нацистской символикой, стилизованные ботинки, предметы-атрибуты (например, значки с нацистской символикой); наносятся татуи-ровки с нацистской символикой или цитатами из соответствующих источ-ников; стрижка очень короткая или голова обривается;


4) появление новых знакомых/приятелей, новой социальной микрогруппы


  • неочевидной социальной идентификацией:

    • новые знакомые не принадлежат к студенческой среде;

    • по возрасту значительно старше;

    • явное несовпадение круга интересов и круга знакомых;

    • новые знакомые не сообщают сведений о своей предыдущей жизни или умышлено искажают их;


  • новые знакомые избегают знакомства с семьей или ближайшим окру-жением молодого человека, предпочитают общение онлайн или в собствен-ной группе.


Повторим, что оценивать как тревожные можно только совокупность признаков одной и той же направленности. В противном случае возможна ошибка в интерпретации, которая может осложнить отношения в семье или студенческом коллективе.


Что делать, если вы обнаружили совокупность тревожных признаков? Нужно прямо и доверительно поговорить с молодым человеком.

Объяснить, что цена увлечения экстремистской или террористической идеологией – это заблуждение, которое неизбежно приведет к гибели.


Если вы подозреваете, что подросток попал под влияние экстремизма, действуйте быстро и решительно:

 

  • не осуждайте категорически увлечение подростка и идеологию его группы! Вместо этого попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно, правильно расставьте приоритеты;
  • начните «контрпропаганду»! Ее основой должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных рас, национальностей и вероисповедания вместе добивались положительных для себя и общества целей;
  • ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы;
  • помните, что общение с подростком не должно быть чрезмерно твердым и навязчивым, поскольку такая тактика точно обернется протестом и не достигнет поставленной цели – оградить ребенка от идей экстремизма и помочь ему стать полноценным членом нашего общества.


Приведем простые правила, которые помогут вам, уважаемые родители, значительно снизить риск попадания ребенка под влияние пропаганды экстремизма:

 

  • разговаривайте с ребенком! Вы должны знать, с кем ребенок общается, как он проводит время и что его волнует. Помните, что «проповедники» экстремизма отлично ориентируются в подростковой психологии и знают, что молодежи тяжело разобраться в паутине мирового социума. Поэтому держите за правило при каждом удобном случае обсуждать с ребенком политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Тем самым вы поможете ребенку понять действительное положение вещей;
  • обеспечьте досуг ребенка! Спортивные секции, школьные кружки по интересам, общественные организации и военно-патриотические клубы являются отличной возможностью для самореализации и самовыражения ребенка, значительно расширят круг его общения;
  • контролируйте информацию, которую получает ребенок! Обращайте внимание, какие передачи он смотрит, какие книги читает, в каких социальных сетях Интернета зарегистрирован и на каких сайтах бывает.
  •