Трудности адаптации пятиклассников в школе
Переход ученика из начальной школы в среднюю
школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в
жизни ребёнка. В пятом классе ребёнка ждет новая система обучения: классный
руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных
кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что
повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают
изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети
нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или,
наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается
работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у
детей ухудшаются сон и аппетит.
Успешность адаптации младшего подростка
зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько
хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами,
соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Возрастные особенности
младшего подростка
- потребность в достойном положении в коллективе
сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и
в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил»
в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто
детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых
предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению «худшего»;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова делу;
- повышенный интерес к спорту.
Признаки успешной
адаптации
- удовлетворенность ребёнка процессом обучения;
- ребёнок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребёнка при выполнении
им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ
попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с
одноклассниками и учителем.
Некоторые проблемы
пятиклассников
- В письменных работах пропускает буквы.
- Не умеет применять правила, хотя знает их
формулировку.
- С трудом решает математические задачи.
- Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и
рассеян.
- Неусидчив во время занятий, индивидуальной
работы.
- Не умеет работать самостоятельно.
- С трудом понимает объяснения учителя.
- Постоянно что-то и где-то забывает.
- Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и
в своей тетради).
- Испытывает страх перед уроками, учителями,
ситуациями проверки знаний.
- Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит
подолгу; часто бывает одинок
Признаки возникшей
дезадаптации школьника
- Нежелание делиться впечатлениями о проведённом
дне.
- Стремление при разговоре отвлечь родителей от
школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Усталый, утомлённый вид ребёнка.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы,
учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со
школой.
- Беспокойный ночной сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь?
Первое условие школьного успеха
пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с
которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития
самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть
домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость,
пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку
не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой
непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические
замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при
этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учёба
сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей.
Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и
отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребёнку выучить имена новых
учителей.
Если вас, что-то беспокоит в поведении
ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным
руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в
сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать
благоприятный климат в семье для ребёнка.
Рекомендации родителям
пятиклассников
Воодушевите ребёнка на рассказ о своих
школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным
вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время,
свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает,
используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Регулярно беседуйте с учителями вашего
ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем,
если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его
проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних
проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с
учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
Не связывайте оценки за успеваемость
ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребёнок должен оценивать свою
хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у
ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте
озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько
возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к
эмоциональным проблемам.
Помогайте ребёнку выполнять домашние
задания, но не делайте их сами.
Продемонстрируйте интерес к этим
заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними
заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребёнку почувствовать интерес к
тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего
ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми
в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление
читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые
возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в
домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество
продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы
покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того,
чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка
происходят изменения.
Старайтесь избежать больших изменений
или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку
более эффективно решать проблемы в школе.
В этот период родители должны быть
особенно внимательны к своим детям.
Здоровье
Не забывайте о смене учебной
деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между
выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время
выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме.
Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы
кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и
овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка,
максимальной двигательной активности.
Воспитывайте ответственность ребёнка за
свое здоровье.
Адаптация
Первое условие школьного успеха
пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с
которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно
проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому
прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего
ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры
воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии
других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному
обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к
классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к
ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку
самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его
учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность
ребёнка.