В самом общем смысле под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.
Анализ
зарубежной и отечественной психологической литературы показывает, что термином
«школьная дезадаптация» («школьная неприспособленность») фактически
определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного
обучения. К числу основных первичных внешних признаков врачи, педагоги и
психологи единодушно относят физиологические проявления затруднений в учёбе и
различные нарушения школьных норм поведения. С позиций онтогенетического
подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение приобретают
кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходят резкие
изменения в его ситуации социального развития.
Наибольший риск
представляет момент поступления ребёнка в школу и период первичного усвоения
требований, предъявляемых новой социальной ситуацией.
В самом общем смысле под школьной
дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков,
свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и
психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения,
овладение которой по ряду причин становится затруднительным.
Анализ
зарубежной и отечественной психологической литературы показывает, что термином
«школьная дезадаптация» («школьная неприспособленность») фактически
определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного
обучения. К числу основных первичных внешних признаков врачи, педагоги и
психологи единодушно относят физиологические проявления затруднений в учёбе и
различные нарушения школьных норм поведения. С позиций онтогенетического подхода
к исследованию механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные,
переломные моменты в жизни человека, когда происходят резкие изменения в его
ситуации социального развития.
Наибольший риск
представляет момент поступления ребёнка в школу и период первичного усвоения
требований, предъявляемых новой социальной ситуацией.
Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается
неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается
у первоклассников, хотя она также может развиться и более старших детей. Очень
важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться,
пока она вырастет подобно снежному кому.
Причины школьной дезадаптации
Причины школьной дезадаптации
могут быть различными.
1. Недостаточная подготовка к
школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной
программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет
существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.
2. Нехватка навыков по
контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не
выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.
3. Неприспособленность к
темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей
либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).
4. Социальная дезадаптация.
Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.
Чтобы вовремя обнаружить
дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка.
Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение
ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники
рассказывают им о событиях в школе.
Признаки школьной дезадаптации
Признаки школьной
дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут
не совпадать. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут
наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и
слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».
Физиологический уровень. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение
работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе,
нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны
энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания
пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания,
заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой.
При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться
учиться в принципе.
Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить,
не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к
перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда
ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в
целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся
преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в
нарушение поведения.
Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме,
импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных
правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости
от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни
будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и
неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить
учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.
Симптомы
школьной дезадаптации могут отмечаться у абсолютно здоровых детей, а также
сочетаться с различными нервно-психическими заболеваниями. При этом школьная
дезадаптация не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные
задержкой психического развития, грубыми органическим расстройствами,
физическими дефектами, нарушениями органов чувств.
Таким образом, школьная дезадаптация - это образование
неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушения учёбы и
поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций,
повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Анализ литературных источников позволяет классифицировать всё
многообразие факторов, способствующих возникновению школьной дезадаптации.
К природно-биологическим предпосылкам можно отнести:
· соматическую ослабленность ребёнка;
· нарушение формирования отдельных анализаторов и органов чувств
(неотягощённые формы тифло-, сурдо- и прочих патологий);
· нейродинамические расстройства, связанные с психомоторной
заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью (гипердинамический синдром,
двигательная расторможенность);
· функциональные дефекты периферийных органов речи, ведущие к
нарушению развития школьных навыков, необходимых для овладения устной и
письменной речью;
· лёгкие когнитивные расстройства (минимальные мозговые
дисфункции, астенические и цереброастенические синдромы).
К социально-психологическим причинам школьной дезадаптации можно
отнести:
· социально-семейную педагогическую запущенность ребёнка,
неполноценное развитие на предыдущих этапах развития, сопровождаемые
нарушениями формирования отдельных психических функций и познавательных
процессов, недостатками подготовки ребёнка к школе;
· психическую депривацию (сенсорную, социальную, материнскую и
др.);
· личностные качества ребёнка, сформированные до школы:
эгоцентризм, аутичноподобное развитие, агрессивные тенденции и др.;
· неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и
обучения.
Е.В.Новикова предлагает следующую классификацию форм (причин)
школьной дезадаптации, характерной для младшего школьного возраста.
1. Дезадаптация вследствие недостаточного овладения необходимыми
компонентами предметной стороны учебной деятельности. Причины этого могут
заключаться в недостаточном интеллектуальном и психомоторном развитии ребёнка,
в невнимании со стороны родителей или учителя к тому, как ребёнок овладевает
учёбой, в отсутствии необходимой помощи. Эта форма школьной дезадаптации
переживается младшеклассниками остро лишь тогда, когда взрослые подчёркивают
«бестолковость», «неумелость» детей.
2. Дезадаптация вследствие недостаточной произвольности
поведения. Низкий уровень самоуправления затрудняет овладение как предметной,
так и социальной сторонами учебной деятельности. На уроках такие дети ведут
себя несдержанно, не выполняют правила поведения. Эта форма дезадаптации чаще
всего является следствием неправильного воспитания в семье: или полного
отсутствия внешних форм контроля и ограничений, которые подлежат интериоризации
(стили воспитания «гиперопека», «кумир семьи»), или вынесения средств контроля
вовне («доминирующая гиперпротекция»).
3. Дезадаптация как следствие невозможности приспособиться к
темпу школьной жизни. Этот тип нарушения чаще встречается у соматически
ослабленных детей, у детей со слабым и инертным типами нервной системы, нарушениями
органов чувств. Сама дезадаптация возникает в том случае, если родители или
учителя игнорируют индивидуальные особенности таких детей, не выдерживающих
высоких нагрузок
4. Дезадаптация как результат дезинтеграции норм семейной
общности и школьного окружения. Этот вариант дезадаптации возникает у детей, не
имеющих опыта идентификации с членами своей семьи. В этом случае они не могут
образовать настоящие глубокие связи с членами новых общностей. Во имя
сохранения неизменного Я они с трудом вступают в контакты, не доверяют учителю.
В других случаях результатом невозможности разрешить противоречия между
семейным и школьным МЫ является панический страх расставания с родителями,
желание избежать школы, нетерпеливое ожидание конца занятий (т.е. то, что обычно
называют школьным неврозом).
Среди
причин школьной дезадаптации нередко называют некоторые личностные качества
ребёнка, сформированные на предыдущих этапах развития. Существуют интегративные
личностные образования, определяющие наиболее типичные и устойчивые формы
социального поведения и подчиняющие себе его более частные психологические
характеристики. К таким образованиям относятся, в частности, самооценка и
уровень притязаний. При неадекватном их завышении дети некритично стремятся к
лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения,
сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения
деятельности, в которой ожидаются неудачи. В основе возникающих отрицательных эмоциональных
переживаний лежит внутренний конфликт между притязаниями и
неуверенностью в себе. Последствиями такого конфликта могут стать не только
снижение успеваемости, но и ухудшение состояния здоровья на фоне явных
признаков социально-психологической дезадаптации. Не менее серьёзные проблемы
возникают у детей со сниженной самооценкой и уровнем притязаний. Их поведение
отличается неуверенностью, конформностью, что сковывает развитие инициативы и
самостоятельности.
Обоснованно в группу дезадаптированных можно включить детей,
испытывающих затруднение в общении со сверстниками или учителями, т.е. с
нарушениями социальных контактов. Умение устанавливать контакт с другими детьми
чрезвычайно необходимо первокласснику, так как учебная деятельность в начальной
школе носит ярко выраженный групповой характер. Несформированность
коммуникативных качеств порождает типичные проблемы общения. Когда ребёнок либо
активно отвергается одноклассниками, либо игнорируется, в обоих случаях
отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего
дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также имеет дезадаптирующие
свойства ситуация самоизоляции, когда ребёнок избегает контактов с другими
детьми.
Помимо оценки общего уровня школьной
дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к
школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не
находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости
быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание как на общее состояние
ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.
Наиболее точно
диагностировать, насколько ребенок адаптирован к школе, может специалист.
Обычно это входит в обязанности школьного психолога, но если обследование не
проведено, то родителям имеет смысл при наличии нескольких тревожащих симптомов
обратиться к специалисту по собственной инициативе.