Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует
действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо
обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего
мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
Итак, что
должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?
Общий
кругозор
7-летний
ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
- свое имя, фамилию и отчество;
- свой возраст и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
- имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
- свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж,
квартиру;
- страну, в которой живет, и ее столицу;
- основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
- основные цвета и их оттенки;
- части тела человека;
- предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между
ними);
- профессии, виды спорта;
- виды наземного, водного, воздушного транспорта;
- известные русские народные сказки;
Кроме того,
ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных
местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями,
совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному
возрасту наверняка имеются.
Развитие
речи
Уровень
развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для
чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
- четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
- выделять определенный звук в слове интонацией;
- определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце
слова);
- определять количество и последовательность звуков в коротких словах
(«дом», «сани», «кошка»);
- произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
- называть слово по его порядковому номеру в предложении (например,
повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного
предложения);
- различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский
и мужской род;
- называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка –
это посуда);
- отвечать на вопросы и уметь их задавать;
- составлять рассказ по картинке;
- последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например,
сказку) или только что прослушанный рассказ;
- сказать несколько предложений о заданном предмете;
- составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
- заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие
стихотворения;
- отгадывать загадки.
Для развития
речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите
будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать
описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках.
Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его
мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было
бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в
антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно,
отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.);
«угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и
многие другие.
Математика, счет
Необходимые
математические представления к 1 классу:
- знать цифры от 0 до 9;
- уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5
до 9, от 8 до 4 и т.п.);
- уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и
следующее за ним;
- понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать
числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
- уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
- уметь сравнить количество предметов в двух группах;
- решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах
10;
- знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал, ромб);
- уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их
по этому признаку;
- ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед»,
«между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.
Чтобы помочь
ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек,
людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи:
у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков
счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что
обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на
доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий
первоклассник должен уметь:
- правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
- складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры
по образцу;
- рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
- закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
- проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
- писать по образцу печатные буквы;
- аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или
геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги,
овалы, вырезать фигуры по контуру);
- лепить из пластилина и глины;
- клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая
моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в
школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому
обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте
вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики
сейчас существует огромное количество.
Окружающий мир
Рассмотрим,
что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку
необходимо:
- различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей
животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
- называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по
внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
- знать и различать растения, характерные для родного края, и называть
их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер,
ромашка и т.п.);
- знать названия 2-3 комнатных растений;
- знать названия овощей, фруктов, ягод;
- иметь представление о различных природных явлениях;
- называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена
года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна –
распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи
и загадки о временах года.
Что
еще должен уметь будущий первоклассник?
Перечисленные
выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы
первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и
общественной жизни в целом.
Итак, что
еще должен уметь ребенок, идя в школу:
1. Понимать и точно выполнять задания
взрослого из 5-6 команд.
2. Действовать по образцу.
3. Действовать в заданном темпе, без
ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например,
взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок –
квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
4. Видеть причинно-следственные связи
между явлениями.
5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать
или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
6. Запоминать и называть по памяти
фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
7. Сохранять правильную осанку, сидя за
партой в течение 30-35 минут.
8. Выполнять основные физические
упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные
игры.
9. Без стеснения находиться в
коллективе детей и взрослых.
10.
Уметь
вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или
«Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить
«Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
11.
Мальчику –
пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать.
Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают
за косички, толкают, отбирают вещи).
12.
Разговаривать
спокойно, без крика и лишних эмоций.
13.
Следить за
аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку
необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть
руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться,
чистить зубы, пользоваться носовым платком.
14.
Ориентироваться
во времени.
15.
При
необходимости обращаться за медицинской помощью.
Список требований к современному
первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно
приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и
начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний,
полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха.
Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению
новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать
это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту
уверенность в него самого!