Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашнего задания?
Предлагаю рассмотреть тему самостоятельности детей при подготовке домашних заданий.
Выполнение школьниками домашних заданий – обязательная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные – одному достаточно решить 5-10 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать затруднений, потребуется решить значительно больше таких задач.
В начальной школе детям необходима помощь родителей в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними.
Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?»
Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.
Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.
Это означает, что ребенок может:
– сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
– спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом;
– распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
– понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
– применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
– представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. (Например, если не знаю, какая буква пропущена в слове, то я: 1) думаю, какое правило подходит, может помочь; 2) нахожу это правило, применяю к слову; 3) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям)
Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.
Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.
Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, – это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь.
И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии к неуверенности.
Домашнее задание выполняет различные функции:
1. Стимулирование познавательного интереса учащихся, желание знать, как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания
2. Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
3. Выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Согласно действующим санитарно-гигиеническим нормам время, которое обучающиеся должны затрачивать на выполнение домашних заданий составляет:
- во 2 классе- 45 минут;
- в 3 классе- 1 час 10 минут;
- в 4 классе- 1 час 30 минут;
- в 5-6 классах- 2 часа 30 минут;
- в 7-9 классах- 3 часа;
- в 10-11 классах- 4 часа.
От того насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Мера помощи родителей в выполнении домашнего задания, направление воспитательного воздействия, способ поддержки во многом зависят от уровня развития школьника, его возраста и степени его самостоятельности, его отношения к учёбе, чувства ответственности и других факторов индивидуального развития.
Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.
Какая помощь может и должна быть оказана?
За выполнение своего домашнего задания отвечает в первую очередь сам школьник. Нередко родители полагаются на помощь родителей, и нередко такая помощь заходит слишком далеко. Домашнюю работу школьник должен приучаться самостоятельно начинать и выполнять по собственному плану. Не обязательно и даже бессмысленно указывать детям, в каком порядке они должны выполнять задания. Помощь, которая при этом требуется, заключается прежде всего в укреплении и развитии их самостоятельности и поддержке их чувства ответственности. Следует помнить, что подсказка или выполнение части письменной работы родителями не принесёт желаемого эффекта. Если ученик спрашивает о правописании какого-либо слова, следует направить его к орфографическому словарю. Нужно советовать детям использовать рекомендации учебника по решению различных типов задач. Итак, помощь родителей при подготовке домашнего задания должна заключаться в том, чтобы приучить школьника к правильному самостоятельному использованию вспомогательных материалов. Родителям следует не устранять препятствия с пути учащихся, а приучать их эти трудности преодолевать. Конечно же родители обязаны оказать детям необходимую помощь, но в любом случае речь идёт об индивидуально продуманной помощи, зависящей от характера домашнего задания и от особенностей учащегося.
Что должны знать и учитывать родители и дети о создании в семье условий для обучения?
Вопросы о создании дома необходимых условий для обучения часто во время дискуссий отступают на второй план. Но именно непродуманные внешние условия, такие, как вопросы организации труда, обстановки рабочего места, рабочий ритм, трудовая гигиена, способны оказать сильное влияние на качество обучения. Совсем не праздное любопытство вынуждает учителя интересоваться, есть ли у школьника собственное рабочее место, падает ли свет слева (для пишущих правой рукой) или справа (для пишущих левой рукой), удобно ли для работы место для сидения, хорошо ли освещён стол, не играют ли младшие братья или сёстры в той же комнате в момент приготовления уроков, где хранятся учебные материалы.
Следует знать основное правило: собственное рабочее место так же необходимо, как и собственная кровать!
Воспитание твёрдой привычки к порядку, чистоте и учебной дисциплине невозможно, если ребёнок должен освобождать для домашней работы только что использовавшееся место. Постоянно ищет в квартире место, где можно приготовить уроки, или из-за отсутствия рабочего места садится за уроки в различное время. Домашнее задание следует готовить после отдыха всегда в одно и то же время. Такой режим ведёт к выработке трудовой дисциплины. Если ребёнок – под контролем родителей или без – начинает выполнять домашнюю работу в строго определенное время, тогда этот рабочий ритм будет у него, так сказать, в крови. Сформируется привычка к работе – существенная сторона воспитания характера.
На что ученики и их родители должны обращать внимание?
· Не начинать выполнение домашних заданий сразу по возвращении из школы. Сначала «подышать свежим воздухом», отдохнуть. В первую очередь выполнять самые сложные задания и не откладывать без необходимости часть работы на последующие дни.
· Перед тем как приступить к подготовке уроков, приготовить всё необходимое, чтобы не тратить время на поиски. На рабочем месте не должно быть беспорядка. Перед работой его нужно привести в порядок и после – убрать.
· Задания, требующие особой концентрации внимания, должны сопровождаться перерывами для отдыха. При длительной умственной работе концентрация внимания медленно ослабевает. Важнейшие вопросы выученного повторить перед сном.
· При коллективной работе с одноклассниками соблюдать высокую самодисциплину. Чётко определять границу той части материала, которую надлежит выучить. Только после успешного выполнения домашнего задания можно заняться другими делами.
· Следить за осанкой и за соблюдением расстояния от края стола до глаз, которое должно составлять 30-45 см.
Родители и, конечно, сами дети должны следить за тем, чтобы:
· рабочее место было достаточно хорошо освещено (общего света в помещении часто бывает недостаточно);
· стул соответствовал росту ребёнка (нельзя допускать, чтобы ребёнок не доставал ногами до пола);
· было подобрано правильное цветовое оформление комнаты;
· домашнее задание выполнялось в спокойной обстановке (не допускать, чтобы, например, ведро с мусором было необходимо вынести именно в тот момент, когда школьник погружён в решение сложной математической задачи);
· рабочая комната была проветрена;
· температура воздуха в помещении была нормальной.
«Шумовом сопровождении» при выполнении домашнего задания.
Широко распространилась привычка создавать себе звуковой фон, включая радио, телевизор, магнитофон, телефон с музыкальным сопровождением или особенно часто встречающееся в настоящее время явление – пребывание в наушниках под грохот музыки. Когда родители не возражают против этой привычки или не обращают на неё внимания, дети вследствие перевозбуждения начинают работать поверхностно. Если ребёнок одним ухом слушает музыку или голос диктора, другим – разговор родителей, это ведёт к печально известным ошибкам из-за рассеянности, вызывающим раздражение родителей. У нервных и чувствительных детей такая обстановка может вызвать расстройство сна и снижение внимания.
Домашнее обучение ребёнка можно стимулировать, основательно продумав условия его работы. И тогда подготовка уроков будет доставлять школьнику удовольствие. Интерес родителей, всей семьи к школьной жизни ребёнка – предпосылка для его успешного обучения. Если домашняя работа школьника воспринимается так же серьёзно, как, например, заочное обучение матери или повышение квалификации отца, тогда и ребёнок так же серьёзно и ответственно относится к выполнению своих заданий.
Рекомендации родителям.
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
· Не сравнивайте его умение с умениями других детей.
· Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
· Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
· Не пытайтесь выполнить за своего ребенка домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
· Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
· Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций и комментарий по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
· Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
· Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
· Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
· Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями, сестрами.
· Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, показывайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.
· Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
· Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-то предмету, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику.
· Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
· Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Есть замечательное правило, сформулированное для родителей
Ю. Б. Гиппенрейтер:
«Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».
Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно. Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.