Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки, помогает ребёнку поверить в себя и свои возможности, поддерживает при неудачах.
Родители,
имеющие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить, что от
их отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения, от
внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверенность,
комфортность подрастающей личности, удовлетворенность собой и другими людьми.
Поддерживать можно посредством:
-
отдельных слов, высказываний: «Прекрасно», «Здорово», «Отлично», «Я рад твоей
помощи», «Ты молодец» и т. п.;
-
прикосновений, совместных действий: обнять, погладить, подержать за руку;
- мимики: улыбка, кивок головой, подмигивание.
Укрепление уверенности - самый
надёжный способ уберечь своего ребёнка от глубоких психологических потрясений -
укрепить его уверенность, что родители всегда рядом и готовы помочь ему в любых
неудачах и проблемных ситуациях, что он любим и его ценят как личность. Слова
поддержки: «Зная тебя, я уверен, что у тебя это получится»; «Да, это трудно, но
я думаю, ты справишься».
Выражение одобрения - всегда очень
полезно наградить ребёнка словами одобрения за достигнутые успехи, которые он
сам считает важными. Одобрение вызывает чувство удовлетворения собой,
подкрепляет стремление к достижению новых высот, формирует позицию победителя:
«Я горжусь тобой»; «Здорово у тебя получилось»; «Ты хорошо справился».
Положительная ориентация на других людей - если ребёнок
воспринимает похвалу только в свой адрес, этого недостаточно. Научите его
замечать хорошее в других людях. Чаще собирайтесь всей семьей и обсуждайте
успехи всех её членов.
Поощрение дружеских отношений - поиск друга
самая важная проблема для ребёнка. Дружба даёт возможность испытать драгоценное
сознание того, что ты нужен другим. Ребёнку важно находиться в кругу
сверстников, чувствовать себя принятым группой - будь то учебный класс или
кружок. Если ваш сын (или дочь) в силу объективных причин большую часть времени
проводит в стенах собственной квартиры, пусть её двери всегда будут открыты для
его друзей. По возможности помогите ему расширить круг общения со сверстниками,
которые навещали бы его дома, проводили время в совместных с ним занятиях.
Организация
взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей
средой
- Не забудьте о необходимости подготовить
ребёнка к встрече с незнакомыми людьми. Если он может понять ваши рассказы,
поясните, куда придёте, чем люди (дети) будут отличаться от старых знакомых.
Если ребёнок не воспринимает ваших пояснений, особые усилия приложите к
подготовке людей, с которыми будете встречаться.
- Не упустите из виду особую эмоциональную
восприимчивость своего ребёнка. Приготовьтесь к тому, что возможно он будет
стремиться спрятаться, не отходить от вас. Найдите в себе силы выдержать
некоторое время. Общение с внешним окружением необходимо разумно ограничивать.
Начинайте с нескольких минут, постепенно увеличивая время.
- Не «навязывайте» своего ребёнка, если в
данный момент кто-либо его не воспринимает. Это не его вина, просто
предлагаемая среда для игры или общения пока не готова его принять, попробуйте
ещё раз найти способы подготовить окружение к приходу особого ребёнка, а в
случае, если почувствуете нереальность поставленных задач, не отчаивайтесь,
ищите других людей, других сверстников. Надёжным, проверенным способом является
приглашение людей к себе в дом или объединения семей, имеющих таких же особых
детей.
Поверьте в
уникальность Вашего ребенка, в то, что он – единственный в своем роде, не
похож ни на одного соседского и не является точной копией Вас самих. Поэтому не
следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения
поставленных вами жизненных целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.
Позвольте
ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами.
Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
Не
стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте понять, что будете любить
его всегда и при любых обстоятельствах.
Не бойтесь
«залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и
целуйте его тогда, когда ему этого хочется.
В качестве воспитательного воздействия чаще
используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.
Постарайтесь,
чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите
четкие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного – лишь самые
основные, на Ваш взгляд) и позвольте ребенку свободно действовать в этих
рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
Не спешите
прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами – это
самый эффективный способ давать ему инструкции. Убедитесь, что просьба
соответствует возрасту и возможностям ребенка.
Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит
через игру. Именно в игре Вы можете передать ребенку необходимые навыки и
знания, лучше понять ребенка.
Помните, что психическое здоровье ребенка в
Ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.