Родителям о подростках

 

Психолого-педагогическая поддержка семей с детьми с ОВЗ

Родителям о подростках

Подростковый возраст (12 — 15 лет). Наиболее существенные перемены происходят в нервной системе ребенка. Вследствие большой перестройки организма мозг находится в состоянии повышенной возбудимости, а временами приходит в состояние пониженной активности.

У детей с ОВЗ особенности переходного возраста проявляются особенно ярко, такие подростки зачастую более обидчивы и ранимы, чем их сверстники, остро реагируют на любые замечания в их адрес.

Внешне это может проявляться в повышенной раздражительности, в резкой смене настроения, «беспричинных» слезах или нарочитой грубости, в неожиданных срывах поведения, немотивированных поступках и некоторой манерности.

Известное перенапряжение в деятельности нервной системы может привести к такому ее состоянию, при котором любое обращение к подростку с ОВЗ, направленное на его благо, встречает с его стороны отрицательное отношение (негативизм).

Учитывая эти особенности подростков, родители должны:

-       проявлять в обращении максимум педагогического такта, действовать не столько приказом, сколько убеждением, разумным требованием;

-       сохранять спокойствие во всех случаях, когда в поведении подростка наблюдаются срывы или проявляется грубость.

 

Личностные потребности подросткового возраста

1.      Потребность в поддержке взрослых. Очень часто подросток, сталкиваясь с трудностями, преувеличивает их, быстро теряет веру в свои силы. Именно в эти моменты ему особенно необходима поддержка взрослых.

 

2.      Потребность в разумной организации жизни и самовоспитании - семья должна помочь подростку в налаживании режима дня; важно привлечь к организации режима самого подростка, пробудить в нем личную заинтересованность в организованной жизнедеятельности.

3.      Потребность утвердить себя и свое положение, свои права в своем окружении и в семье вызывает у подростка обостренный интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам, активное желание преодолеть их, развивать ценные черты характера. Не зная, как этого достичь, он нередко прибегает к чисто внешним, искусственным приёмам выработки воли, характера. В этом случае дружеская родительская помощь, добрый совет старшего будут тем эффективнее, чем тактичнее они поданы.

 

Учитывая эти особенности подростка, а также его стремление к самостоятельности и обостренное чувство собственного достоинства, родителям следует перестраивать весь процесс воспитания, облекая руководство детьми и контроль за их учением, трудом и досугом в более гибкие формы.

При этом родителям необходимо проявлять:

1. Уважение к личности подростка.

2. Веру в его крепнущие силы и разум, которая покоряет его, и он с радостью принимает указания старшего.

3. Доверие к взрослеющему ребенку.

 

Родители должны быть в этот период особенно близки к школе, чтобы вместе с учителями и классным руководителем помогать детям - подросткам осваивать более сложные условия учения, преодолевать возникающие трудности.