Психолого-педагогическая
поддержка семей с детьми с ОВЗ
Родителям о подростках
Подростковый
возраст (12 — 15 лет). Наиболее существенные перемены происходят в нервной
системе ребенка. Вследствие большой перестройки организма мозг находится в
состоянии повышенной возбудимости, а временами приходит в состояние пониженной
активности.
У детей с ОВЗ
особенности переходного возраста проявляются особенно ярко, такие подростки
зачастую более обидчивы и ранимы, чем их сверстники, остро реагируют на любые
замечания в их адрес.
Внешне это может
проявляться в повышенной раздражительности, в резкой смене настроения,
«беспричинных» слезах или нарочитой грубости, в неожиданных срывах поведения,
немотивированных поступках и некоторой манерности.
Известное
перенапряжение в деятельности нервной системы может привести к такому ее
состоянию, при котором любое обращение к подростку с ОВЗ, направленное на его
благо, встречает с его стороны отрицательное отношение (негативизм).
Учитывая эти особенности
подростков, родители должны:
-
проявлять в
обращении максимум педагогического такта, действовать не столько приказом,
сколько убеждением, разумным требованием;
-
сохранять
спокойствие во всех случаях, когда в поведении подростка наблюдаются срывы или
проявляется грубость.
Личностные потребности подросткового возраста
1. Потребность
в поддержке взрослых. Очень часто подросток, сталкиваясь с трудностями,
преувеличивает их, быстро теряет веру в свои силы. Именно в эти моменты ему
особенно необходима поддержка взрослых.
2. Потребность
в разумной организации жизни и самовоспитании - семья должна помочь подростку в
налаживании режима дня; важно привлечь к организации режима самого подростка,
пробудить в нем личную заинтересованность в организованной жизнедеятельности.
3. Потребность
утвердить себя и свое положение, свои права в своем окружении и в семье
вызывает у подростка обостренный интерес к собственной личности, к своим
достоинствам и недостаткам, активное желание преодолеть их, развивать ценные
черты характера. Не зная, как этого достичь, он нередко прибегает к чисто
внешним, искусственным приёмам выработки воли, характера. В этом случае
дружеская родительская помощь, добрый совет старшего будут тем эффективнее, чем
тактичнее они поданы.
Учитывая эти
особенности подростка, а также его стремление к самостоятельности и обостренное
чувство собственного достоинства, родителям следует перестраивать весь процесс
воспитания, облекая руководство детьми и контроль за их учением, трудом и
досугом в более гибкие формы.
При этом
родителям необходимо проявлять:
1. Уважение к
личности подростка.
2. Веру в его
крепнущие силы и разум, которая покоряет его, и он с радостью принимает
указания старшего.
3. Доверие к
взрослеющему ребенку.
Родители должны
быть в этот период особенно близки к школе, чтобы вместе с учителями и классным
руководителем помогать детям - подросткам осваивать более сложные условия
учения, преодолевать возникающие трудности.