Из деструктивных субкультур наибольшую опасность на данный момент представляет Международное молодежное деструктивное движение «Колумбайн» (другое наименование «Скулшутинг»), которое признано Верховным судом Российской Федерации террористическим и запрещенным на территории России в любом виде.
Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» так быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей.
«Колумбайн» – это название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооружённое нападение учеников на своих одноклассников: в результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.
Скулшутинг – это вооружённое нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школах известны с начала XX века. С тех пор можно проследить чёткую тенденцию: подобные случаи получили распространение по всему миру.
Первый в России громкий случай вооружённого нападения подростка на педагога произошёл в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.
Так что же происходит с детьми, почему они берут в руки оружие и идут
расстреливать одноклассников? Общество навешивает ярлыки и обвиняет во всем
Интернет, социальные сети, компьютерные игры, боевики и множество чего еще,
забывая о главном. Для того, чтобы человек совершил противоправное действие,
направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находиться
в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.
К внешним можно отнести конфликтную обстановку внутри семьи, нарушенную
коммуникацию в школе со сверстниками или педагогами, длительное социальное
неблагополучие и т. д. Внутренние факторы – это затяжное депрессивное
состояние, ведомость, незрелость, внушаемость и т.д. При совокупности
перечисленных выше факторов СМИ, видеоигры, социальные сети могут явиться
триггером, своеобразным спусковым крючком в совершении какого-либо страшного
поступка. Не стоит забывать о том, что на каждого совершившего правонарушение
подростка оказывал влияние целый ряд факторов, и не все они возникли
сиюминутно. В большинстве случаев многие факторы оказывали свое влияние
пролонгированно, то есть воздействовали на психику ребенка и его поведение на
протяжении длительного периода, возможно, и всей жизни.
1. Отсутствие внимания со стороны родителей.
2. Желание быть замеченными.
3. Ссоры с членами семьи.
4. Трудности ребёнка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами.
5. Буллинг (травля) – агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны других членов коллектива или его части.
6. Смерть родственников и/или друзей.
7. Доступ к огнестрельному и холодному оружию в доме.
8. Интерес ребёнка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию скулшутинга.
9. Депрессивное состояние.
10. Внушаемость и ведомость ребенка.
Факторы риска
·
Внутрисемейные отношения
Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает
информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным
авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются
ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит
недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество. Стоит
заметить, что в России нападения чаще совершаются с использованием холодного
оружия. Это объясняется тем, что в нашей стране огнестрельное оружие не
легализовано – нож подростку достать проще, чем пистолет.
·
Проявление подростком агрессии
Агрессия в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой
особенностью. В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка
стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего
мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом
внешне подросток остается спокойным. Практически про всех «школьных стрелков»
одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли,
что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если
подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью,
увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.
·
Специфика отношений со сверстниками
В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное
значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» –
ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения
нет или с ним имеются проблемы, то у подростка можно наблюдать появление
серьезных психологических проблем. Задача родителей – помочь ребенку решить
проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.
·
Психологические травмы
Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то можно
проследить четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников,
являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно
долгое время. Безусловно, такая ситуация психологического (и физического)
насилия не могла не оставить свой отпечаток на психике детей – они были
психологически травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их
психологическое состояние и вызывала некие поведенческие особенности. Травля
может быть прямой – когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или
отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение слухов и сплетен,
бойкотирование, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней, мы с тобой не
друзья»).
·
Психическое здоровье
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные
стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не
является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг. К сожалению,
многие родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских
психологов и не обращаются за психиатрической помощью.
На что родителям следует обратить внимание
1. Интерес к материалам, содержащим описание различных форм насилия.
2. Сбор плакатов
с изображениями «стрелков», книг и фильмов,
посвящённых оружию, регулярные посещения оружейных веб-сайтов, опыт обращения с огнестрельным оружием.
3. Создание веб-станицы, на которой обсуждаются случаи расстрелов, размещаются видео со стрельбой, песни с агрессивным содержанием (типа «Вся
жизнь – это война, и вся жизнь - это боль, и ты будешь один вести свою личную войну»).
4. Прямые
свидетельства или намеки на насильственные фантазии и планы. Проявление подростком агрессии.
5. Подросток,
планирующий нападение на своих сверстников,
как правило, в сети Интернет поддерживает общение с другими
последователями идеологии «скулшутинга».
2. Обращать пристальное внимание на символику, сленг, окружение, увлечения
и проблемы детей.
3. Уделять больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками.
4. Тесно взаимодействуйте с педагогами ребёнка,
чтобы знать о его проблемах.
5. При необходимости
(в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности обратиться за помощью к
классному руководителю, специалисту (педагогу-психологу, психотерапевту).
6. Организовать досуг
подростка во внеучебное время (посещение кружков и секций);
7.
Учить ребёнка
общению с людьми
вне Интернета.
8. Не хранить
огнестрельное и холодное
оружие в доступных
местах.
Самое важное – контакт
со своим ребёнком. Когда ребёнок
достигает подросткового
возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно делать намного раньше – с рождения. В
подростковом возрасте родитель должен стать для ребёнка
другом, с которым
можно поделиться своими переживаниями и не бояться
быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть тинейджера на такой страшный
шаг, как стрельба
в школе.