Очень часто от родителей подростков можно услышать "Был замечательный, послушный ребёнок, и тут — как подменили. Он стал подростком и превратился в монстра, отказывается слушать родителей и всем недоволен".
Подверженность влиянию сверстников,
неоправданная агрессия, рискованные поступки, появление вредных привычек —
эти и другие проблемы переходного возраста знакомы многим родителям.
Однако мало кто знает, в чем кроется причина. Объяснение даёт нейробиология.
Оказывается, импульсивное поведение подростка связано с естественным
развитием мозга в этот период жизни. Как же тогда действовать
взрослым? Ведь нет смысла ругать ребёнка за то, что
он не способен контролировать.
Важно понимать, какие области мозга
наиболее пластичны в переходном возрасте. В этот период особенно
активно развиваются лимбическая система, отвечающая за эмоции
и ощущение удовольствия, и префронтальная кора, от которой
зависит способность человека к проявлению самоконтроля.
И если область мозга, отвечающая
за самоконтроль, у подростка ещё недостаточно окрепла,
то лимбическая система под воздействием половых гормонов, напротив, очень
активна. Именно из-за этого разрыва ребёнок постоянно ищет новых ощущений,
совершает рискованные поступки и проявляет чрезмерную эмоциональность,
не думая о последствиях.
У подростков лимбическая система и префронтальная кора головного мозга чрезвычайно восприимчивы к стимулированию, но в то же время очень уязвимы для негативного воздействия.
В подростковом возрасте умение контролировать себя во многом зависит от окружающей среды. Вот почему стресс, усталость или плохая компания может привести к катастрофе. Подобные условия ослабляют у тинейджера способность к саморегуляции. Это истинная причина, по которой подростки занимаются незащищенным сексом, прогуливают учёбу, нарушают закон, бросают работу и так далее. Они прекрасно понимают, чем чревато такое поведение, но им трудно сопротивляться желанию получить немедленное вознаграждение.
Кроме того, центр удовольствия,
расположенный внутри лимбической системы, у подростков более восприимчив
к воздействию алкоголя, никотина и кокаина. И это одна
из причин, по которой тинейджеры особенно легко попадают
в зависимость от таких веществ.
Ощущения кажутся особенно приятными
в первой половине подросткового возраста (между началом пубертатного
периода и 16 годами или около того). Поэтому дети всеми силами стремятся
к тому, что несёт им положительные эмоции. Конечно, в любом
возрасте человека влечёт к тому, что доставляет удовольствие, однако
тинейджеры зачастую даже подвергают себя опасности ради получения потенциального
вознаграждения.
Что же делать родителям? Во-первых,
необходимо оградить подростка от негативного влияния, которому человек так
подвержен в этот период жизни. Во-вторых, нужно научить ребёнка эффективно
и последовательно пользоваться «тормозной системой», отвечающей
за саморегуляцию.
Как научить ребёнка самоконтролю
Психологам удалось выяснить, как поступают
родители, у которых дети отличаются хорошим уровнем саморегуляции.
Оказывается, если вы хотите развить у подростка эту способность, вам
нужно делать всего три вещи: выражать свою любовь, проявлять строгость
и оказывать поддержку, чтобы ребёнок поверил в себя.
Приведём научно обоснованные рекомендации,
как помочь тинейджеру развить навык самоконтроля.
1. Не скрывайте свою любовь. Не скупитесь
на ласку и чутко реагируйте на эмоциональные потребности
ребёнка. Любовь родителей придаёт чувство уверенности и спокойствия,
а это необходимо для развития саморегуляции. Помните: подросток должен
воспринимать мир как безопасное и приятное место. Вот несколько конкретных
правил вам в помощь.
·
Любви к ребёнку не бывает слишком много. Ему не повредит,
если вы как можно чаще будете напоминать, что он источник вашей
бесконечной радости.
·
Не стесняйтесь физических проявлений своей любви. Достаточно быстро
поцеловать ребёнка, когда утром он уходит в школу, обнять, когда
он вернулся из школы, потрепать по плечу, когда
он склонился над столом, выполняя домашнюю работу. Такой контакт,
каким бы мимолётным он ни был, укрепляет вашу взаимную
эмоциональную привязанность.
·
Ребёнку нужно чувствовать, что дом — это то место, где
он может укрыться от сложностей повседневной жизни. Создайте такую
атмосферу, которая позволит подростку действительно расслабиться и забыть
о своих проблемах. Снизьте для него уровень стресса. Постарайтесь сделать
так, чтобы в семье не происходило эмоциональных ссор и споров.
·
Участвуйте в жизни своего ребёнка. Дети, чьи родители участвуют
в школьной жизни ребёнка, лучше учатся. Те дети, с которыми
родители просто разговаривают в свободное время, имеют хорошую самооценку,
у них реже возникают психологические проблемы. Если родители знают друзей
своего ребёнка, меньше шансов, что его втянут в опасные занятия
и он попадёт в неприятности.
2. Проявляйте строгость. Человек учится
саморегуляции благодаря тому, что сначала другие регулируют его поведение. Дети
развивают навык самоконтроля, когда принимают правила, которые внушают
им родители, и начинают выполнять их самостоятельно. Если
с самого начала отсутствует внешний контроль, то и внутренний
контроль не сформируется. Обязательно прислушайтесь к следующим
рекомендациям.
·
Чётко формулируйте свои ожидания. То, что взрослому человеку кажется само
собой разумеющимся, далеко не так очевидно тинейджеру. Недостаточно
попросить 13-летнюю дочь навести порядок в комнате. Нужно объяснить, что
она должна пропылесосить, вытереть пыль, прибраться на столе
и сложить вещи в шкаф. Если возможно, называйте конкретные цифры,
например, во сколько подросток обязан быть дома после уроков.
·
Объясняйте суть своих решений. Когда дети понимают логику, лежащую
в основе установленного правила, им гораздо легче
усвоить, как вести себя самостоятельно. Интересуйтесь у подростка, что
он думает по поводу ваших ожиданий. Это покажет ему, что его мнение
ценят.
·
Будьте последовательны. Если каждый день появляются новые правила или
родители требуют определённого поведения лишь время от времени,
то в безответственности ребёнка им можно винить только себя.
·
Будьте справедливы. Семейные правила должны соответствовать возрасту
ребёнка. Меняйте их по мере взросления подростка, если прежние
установки теряют свою актуальность.
·
Не наказывайте слишком сурово. Иногда без наказания не обойтись,
но важно помнить, что ребёнок не научится контролировать свои эмоции
и поведение, если родители унижают его, бьют или проявляют чрезмерное
раздражение и гнев.
3. Оказывайте поддержку. Чтобы у ребёнка
развилась способность управлять собой, контроль с вашей стороны должен
постепенно уменьшаться. Предоставляйте подростку чуть больше свободы
и автономности действий, чем он привык, — ровно столько, чтобы
он ощутил вкус успеха, если все получится, но избежал бы
серьёзных последствий, если что-то пойдёт не так. Следующие принципы
помогут родителям оказать своим детям нужную поддержку.
·
Не ставьте невыполнимых задач. Ваши ожидания должны быть такими, чтобы
подросток мог добиться успеха и почувствовать, насколько взрослым
он стал. В случае неудачи не позволяйте ребёнку считать, что
он провалился. Вместо этого обратите внимание на то, что
он сделал правильно, и помогите ему понять, что можно сделать по-другому
в следующий раз.
·
Хвалите ребёнка за его достижения, но акцентируйте внимание
на усилиях, а не на результате. Правильная похвала помогает
подростку выучить важный урок, насколько необходимо приложить усилия для
достижения цели. Лучше сказать: «Ты отлично справился с подготовкой
доклада», чем: «Ты такой умный».
·
Не будьте слишком навязчивы. Если пытаться держать под контролем
каждую мелочь в жизни ребёнка и не давать ему возможности делать
что-то самому, у него никогда не сформируется уверенность в собственных
способностях. Правильное воспитание требует баланса между вовлечённостью
и предоставлением самостоятельности.
Придерживайтесь всех трёх принципов
воспитания, а не какого-то одного. Очевидно, что детям нужна любовь,
но для ребёнка лучше, если родители при этом будут держать его
в рамках, поддерживая в самостоятельных поступках, чем если они
станут все ему позволять или чрезмерно контролировать его жизнь.