В психологии психоэмоциональное напряжение рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой.
Психоэмоциональный стресс появляется при выполнении непосильной работы в условиях угрозы жизни или престижу, дефицита информации или времени. При психоэмоциональном стрессе происходит снижение резистентности организма, появляются соматовегетативные сдвиги (повышение артериального давления) и переживания соматического дискомфорта (боли в сердце и пр.). Происходит дезорганизация психической деятельности. Продолжительные или часто повторяющиеся стрессы ведут к психосоматическим заболеваниям.
Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства излишней радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в состоянии серьезного психоэмоционального напряжения:
1.
Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
2. Усталость
ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
3. Ребенок становится
беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот,
становится слишком агрессивным.
4.
Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах,
беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом
состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки
у взрослых, «жмется» к ним.
5.Состояние
психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее
кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству.
Ребенок перестает участвовать в играх сверстников,
в то же время у него наблюдаются трудности
в соблюдении дисциплины.
6.
Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше
за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая
потеря аппетита.
7.
Признаками стрессового состояния ребенка являются
так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание
головой, передергивание плеч, ночное и даже дневное недержание мочи.
8.
Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять
вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются
симптомы ожирения.
9.
Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания,
потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также
говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.
Все вышеперечисленные
признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится
в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее
не наблюдались.
Наличие
вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических
расстройств, которые отражаются и на самочувствии
и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только
привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться
на формировании личностных качеств.
Психоэмоциональное
напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния
радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление
функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными
и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того,
у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто
отмечается повышение артериального давления.
Взрослый
человек в силу своего жизненного опыта, как правило, имеет
возможность выбора реагирования на стрессовую ситуацию, но степень
свободы этого выбора и у него бывает ограничена
ее особенностями. Ребенок же далеко не всегда имеет свободу
выбора в реагировании, мало того, в силу отсутствия достаточного
жизненного опыта даже при наличии свободы действии его реакция часто
бывает неадекватной ситуации.
Переживания
детей и последствия стрессов описаны многими авторами: Ю. А.
Александровским, Ф. Б. Березиным, Ф. Е. Василюк, Е. Н.
Игнатовой, Л. В. Куликовым, Л. А. Китаевым-Смыком
и др. Изучение их работ поможет практическому психологу
профессионально дифференцировать признаки стрессового состояния детей.
Стрессовое воздействие
на детей могут оказывать:
— нерациональный режим
жизнедеятельности,
— дефицит свободы движений,
— недостаточность пребывания на свежем воздухе,
— нерациональное питание и плохая его организация,
— неправильная организация сна и отдыха детей,
— авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии
к ним внимания и заботы,
— необоснованное ограничение свободы детей,
— интеллектуальные и физические перегрузки,
— неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие
погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными
проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.
2.
Основные средства
профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.
Существует
множество рекомендации по снятию стрессовых состояний.
Например, Ю. С. Николаев и Е. И. Нилов рекомендуют
реагировать на неприятную ситуацию улыбкой и шуткой. Психиатр В.
Леви предлагал выбрать себе идеал героя с веселым и добрым
характером. Сам пользовался этим способом, чтобы наладить контакт
с больными.
В настоящее время разработано достаточно
много разнообразных методик и здоровьесберегающих технологий для снятия
психоэмоционального напряжения. Этофизкультминутки, самомассаж, аутотренинг,
пальчиковые игры, энергетические упражнения, различные психологические техники.
Так как сильные эмоции вызывают мышечное
напряжение в теле, лучшим средством для снятия нервного напряжения
является физическая нагрузка. Поэтому считаю целесообразным использовать прежде
всего методики, подразумевающие физическую активность ребенка. Это «Самомассаж
в игровой форме», физкультминутки, пальчиковая гимнастика, энергетические
упражнения. Приведу примеры наиболее действенных техник.
Самомассаж.
Известно, что массаж улучшает крово и
лимфообращение, снимает гипертонус мышц, а также уменьшает выработку кортизола
(гормона стресса), что в результате способствует появлению хорошего настроения.
Таким образом, массаж является хорошим средством для нормализации
психоэмоционального состояния школьников. Важно в младшем школьном возрасте
проводить массаж в игровой форме. К примеру, под легкую музыку дети могут
сделать себе массаж ушных раковин или, встав паровозиком, похлопать друг друга
легко по спинке. С большим удовольствием дети делают себе самомассаж под песню
«У жирафа пятна».
https://www.youtube.com/watch?v=Znqynwk6YN8
Выполнение
упражнения всегда сопровождается улыбками, дети расслабляются. Так как
задействованы многие мышцы и рецепторы кожи, достигается расслабление всего
тела.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика дает ребёнку возможность ощутить радость телесного
контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в
системе телесных координат. Это развивает у ребенка уверенность в себе и
предотвращает возможность возникновения в дальнейшем различных неврозов.
https://www.youtube.com/watch?v=GcobXf1SgD0
https://www.youtube.com/watch?v=pMfndDouPuo
"Бабочка"
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.Скрещиваем запястья обеих рук и прижимаем ладони
тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит;
ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в
запястьях имитируем полёт бабочки.
«Осень».
Разбросала
осень листья, |
Выполняем
волнообразные движения ладонями. |
Разукрасила
их кистью. |
Выполняем
плавные взмахи ладонями вверх-вниз. |
Мы
в осенний парк пойдём, |
«Шагаем»
средним и указательным пальцами обеих рук. |
В
букеты листья соберём. |
Перекрещиваем
кисти рук, пальцы раскрыты. |
Лист
клиновый, лист с осинки, |
Поочередно
загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый
лист. |
На
дорожку спрыгнул вниз. |
Звонко
хлопаем в ладоши. |
«Котята».
Что случилось у котят? |
Попеременно ударяем кулаком о
ладонь правой руки, затем кулаком о ладонь левой руки. |
Потому что ловят мышку. |
Потираем ладони |
Важно
пальчиковую гимнастику проводить медленно, проговаривать слова спокойным мягким
голосом, не вызывая у ребят излишнего возбуждения.
Физкультминутки.
Физкультминутки используют периодически
все педагоги. Для младших школьников чаще всего используются веселые
физкультминутки в стихотворной форме.
Раз -
подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Важно помнить: физкультминутка,
направленная на снятие психоэмоционального напряжения должна включать в себя
движения, расслабляющие мышцы – потягивания, растяжки, чередование напряжения и
расслабления. Чаще необходимы спокойные упражнения, когда ребенок должен
сосредоточиться на своих ощущениях. К примеру такие:
·
Потянитесь руками в разных направлениях.
Сначала – как будто вы что-то хотите достать. Можно «срывать яблоки с веток»,
не сходя с места. А теперь выполняйте отталкивающие движения. Сначала вытяните
руки вперед и растяните область между лопатками, одновременно с прогибом в
груди. То же самое в других направлениях.
·
Растяните мышцы шеи – просто опустите
голову и немного покачайте из стороны в сторону. Потом наклоните шею поочередно
к одному и другому плечу, при этом не поднимая их.
·
Стоя прямо, вытяните руки вверх, ноги
поставьте на ширину плеч. Покачайтесь на ветру, будто вы гибкая ива, растягивая
боковые стороны тела.
А при сильном нервно-психическом напряжении я предлагаю ребенку выполнить
10-20 приседаний либо 15-20 прыжков на месте. Это позволяет выплеснуть энергию
вовне и таким образом снять возникшее напряжение.
Энергетические упражнения.
Это упражнения для восстановления внутреннего душевно-энергетического баланса
человека, гармонизации всей энергии внутри своей энергетической структуры. Они
помогают избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его
накапливание и возникновение условий для нарушения равновесия в энергетическом
поле. Я применяю энергетические
упражнения, которые подходят для детей
младшего школьного возраста. После таких энергетических минуток дети становятся
заметно веселее и бодрее, проходит вялость и усталость.
1. Хлопки
в ладоши парами.
2. Стоя,
потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая
хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.
3. Потерли
ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
4. Подняли
руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками,
(глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
5. Потянулись,
кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!
6. Листопад.
Ловим воображаемые листья, может на себе, друг на друге. Подарили «букет»
соседу.
7. Готовимся
к выходу на ринг. Разминаем мышцы. Бьем воображаемого противника. Вас ударили,
сели, вы в нокауте!
8. Увидели
летающую тарелку, поморгали от удивления, помотали головой. Вот это да-а!
9. Приложили
руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили тепло и любовь всему миру.
10. Показываем
жестами: много подарков! большой живот! Ура! Все отлично! Совсем худой! Этого
не может быть! И т.д.
Для сброса отрицательной энергии и
снятия напряжения я также время от времени предлагаю детям выполнять психологические упражнения.
Упражнение
«Муха».
Цель: снятие напряжения с
лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза
закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится
то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз,
согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения
и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и
голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой
руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не
почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.
Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите
упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните
упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием
покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»),
Цель: управление состоянием мышечного напряжения
и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька
или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите
в этой позе на 1—2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного
тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы
плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.
Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять,
лежа на полу.
Эти упражнения выполняются с детьми до достижения
оптимального психоэмоционального
состояния.
Использование
приведенных методов благоприятно отражается на психическом здоровье и развитии,
на учебной деятельности и поведении школьников в целом.