Для современных подростков социальные сети – это всё в одном. Они там общаются, слушают музыку, просматривают видео, используют соц.сети для обучения и подготовки к экзаменам. Даже когда они ищут информацию, то сначала пытаются найти ее в социальных сетях и только потом идут в поисковики. Социальные сети, хотим мы это или нет, настоящий микромир для подростков, в котором они удовлетворяют свои главные потребности.
Самое важное для подростков – это, с одной
стороны, интимно-личностное общение с друзьями и сверстниками, а с другой
стороны – поиск себя и проба разных образов. В целом, если посмотреть на
социальные сети, то они предназначены и для того, и для другого, что очень
удобно.
Подросток в сети может общаться тет-а-тет с
кем-то одним или взаимодействовать с обществом в целом. Главное, у него есть
возможность продемонстрировать что-то значимым для него людям и получить
ответную реакцию, которая так важна подростку в поиске себя.
Благодаря обилию современных гаджетов, доступ к интернету почти везде. Дети беспрепятственно общаются в социальных сетях с помощью планшетов и смартфонов по дороге в школу, на уроках, в общественном транспорте. Чем чревато?
Проблемами с психикой и здоровьем.- Агрессивность. Попробуйте на пару дней, да что
там, на пару часов, забрать у своего чада телефон. Если вы не предложите
альтернативное интересное занятие, скорее всего ребенок станет раздражительным,
в ответ на ваши вопросы вы получите довольно резкий и краткий ответ. А как же?
Зависимость. Ломка. Вырвать из социальных сетей —
значит лишить привычки. Бесконечное клацанье вызывает
не только психологическую, но и физическую зависимость.
- Осанка. Постоянное сиденье за
компьютером чаще всего происходит в неправильной с позиции ортопедии позе.
Согнутая спина, постоянное напряжение мышц рук. В итоге многочисленные
сколиозы, с которыми мы, родители, впоследствии не всегда успешно боремся.
Вспомните, как выглядят некоторые программисты со стажем.
- Нарушение сна. Постоянное мелькание
картинок, агрессивная информация вызывают сбой в работе незрелой детской
психики. Как следствие, чуткий и тревожный сон. С утра вялое дитя злится
на весь мир, потому что ночной отдых прошел неполноценно. Плюс кошмарные
сновидения.
- Снижение внимания и памяти. Медики констатируют
печальный факт: значительно чаще приходится выписывать витамины и
препараты для улучшения динамики психических процессов. Участились случаи
детской депрессии. Подобное явление многие связывают с большим потоком
информации, а так же с длительным пребыванием в интернете.
- Тревожность. И это часто следствие
длительного общения в социальных сетях и постоянного нахождения мировой
сети.
- Повышенная склонность к
суицидам. Онлайн
игры часто заканчиваются фразами «Все, я убит». Этот факт вызывает лишь
кратковременное расстройство по поводу проигрыша. А вот адекватно оценить
трагедию смертельного исхода в подобной ситуации сложно. Смерть
воспринимается просто. Нажатие парочки клавиш и готово, солдат
возрождается, аки птица Феникс.Кроме этого явления существуют сообщества,
которые пропагандируют суицид.
На страницах Интернета, которые посещает Ваш ребенок,
маркерами пропаганды СУИЦИДА являются:
·
наличие предложения,
просьбы, приказа совершить самоубийство;
·
наличие указания на
самоубийство как на способ решения проблемы;
·
выражение
положительной оценки, либо одобрение: совершения самоубийства, либо действий,
направленных на самоубийство, или намерений реального (воображаемого)
собеседника или третьего лица совершить самоубийство, а также призыва,
побуждающего совершить самоубийство;
·
информация,
содержащая аргументы, побуждающие к совершению самоубийства, в том числе
представление самоубийства как обыденного явления (приемлемого, логичного и
закономерного в современном обществе поступка);
·
выражение осуждения,
высмеивания неудавшейся попытки совершить самоубийство, в том числе, включая
описание отношения, чувств и обсуждения темы лицами, имеющими опыт попытки
самоубийства;
·
наличие любого
объявления, в том числе о знакомстве, с целью совершения самоубийства,
группового и (или) ассистированного самоубийства, а также в целях попытки
совершения самоубийства;
·
наличие опроса
(голосования), теста, рейтинга на предмет выбора самоубийства как способа
решения проблемы, равно как на предмет выбора наиболее безболезненного,
надежного, доступного, эстетичного способа самоубийства;
·
наличие информации
об одном и более способах совершения самоубийства;
·
наличие описания
(демонстрации): процессов, процедур, изображающих (воспроизводящих) любую
последовательность действий и (или) возможных результатов (последствий)
совершения самоубийства, средств и (или) мест для совершения самоубийства в
контексте рассматриваемого на странице в сети «Интернет» способа самоубийства;
·
наличие информации о
совокупности необходимых для самоубийства условий (выбор места, времени,
способа, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить для
достижения цели самоубийства);
·
наличие повышенного
интереса к психоактивным вещества. Учитывая, что дети зачастую обмениваются
информацией в социальных сетях с помощью картинок, зрительных образов, интерес
к измененным состояниям сознания проявляется наличием изображений различных
психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и пр.), информации о способах их
употребления, возможных положительных эффектах и отсутствии негативных
последствий.
·
наличие в социальной
сети на странице ребенка видео- и аудиозаписей с деструктивной тематикой,
количество просмотров подобных видеороликов в совокупности с частым упоминанием
о них ребенком в повседневной жизни демонстрирует повышенный интерес к
подобному поведению.
Благодаря общению через социальные сети наши дети упускают возможность
смотреть друг другу в глаза, прикасаться, наблюдать за мимикой и жестами
собеседника. Для
старшего поколения это серьезная потеря. Около 70% информации мы получаем
невербально. Но, возможно, наши потомки переходят на иной уровень, и это
неплохо, это просто иначе, чем у нас. Время покажет.
Как же быть? Оградить от
негативного воздействия. Хм… Легко сказать. Как? Как справиться с дерзким и
независимым подростком? Только альтернативное занятие, увлечение, кружки,
секции, праздники с друзьями и толковое доступное разъяснение последствий.
Отправляя малыша в
магазин или в поход без родителей, вы, безусловно, инструктируете его о
правилах безопасного поведения. Прежде, чем отпустить свое чадо в путешествие
по просторам мировой паутины, сделайте тоже самое.
Для начала расскажите
об основном предназначении интернета, что полезного для себя там может найти
ребенок. Научите правильно пользоваться поисковой системой. А дальше… Контроль
с помощью различных программ.
Ребенок четко должен
знать правила пользования сетью интернет.
Никогда, ни под каким
предлогам не давать номер своего мобильного телефона. Это касается домашнего
адреса, паспортных данных родителей и другой личной идентификационной
информации. Пароли как свои, так и от страниц родственников — тоже табу.
Не приглашать в гости
людей, с которыми знакомы только через социальные сети.
Объясните ребенку, что
есть нездоровые дяди и тети, которые могут попросить сфотографироваться в
обнаженном виде. Естественно, делать этого нельзя. Сразу бежать к папе и маме.
Они разберутся с потенциальными педофилами и маньяками.
Не посылать СМС, не
переводить деньги и уж ни в коем случае не верить в немыслимые выигрышные
суммы, которые обещают пользователю как миллионному посетителю
сайта-однодневки. Распишите в красках, что может случиться после продолжения
общения с мошенниками.
Продемонстрируйте, что
такое виртуальность. «Вот тебе конфета. Вкусно? А вот тебе одноклассник подарок
сделал в сети. Попробовать, однако, нельзя.». Это жизнь, общение, но нельзя
интернетом заменить обычную прогулку с друзьями, почувствовать запах дождя,
получить удовольствие от улыбки знакомой девушки.