Психологическая готовность детей к обучению в школе

 


Уважаемые родители! Совсем скоро в жизни вашей семьи наступит ответственный момент - ваш малыш сделает новый шаг по лестнице жизни. Всем Вам, конечно, хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на пути наших детей, были преодолимыми.   Вместе с Вами мы будем помогать детям учиться, радоваться общим успехам, помогать преодолевать трудности.

Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Как понять готов ли ребенок к школе? Давайте обсудим.

Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. 

Содержание психологической готовности включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Структура психологической готовности к обучению в школе многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе и мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.  И об этом должны знать родителям будущих первоклассников. 

Основные компоненты психологической готовности к школе
1. Интеллектуальная готовность – уровень развития познавательной сферы психики. Наиболее важными показателями готовности ребенка к обучению к школе являются характеристики мышления и речи.  Развитие интеллектуальной готовности к обу­чению в школе предполагает:

·        Умение обобщать, сравнивать и классифицировать объекты, делать выводы;

·        Интерес к знаниям, процессу их получения;

·        Дифференцированное восприятие;

·        Овладение разговорной речью;

·        Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

2. Эмоционально-волевая готовность  - достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы. Ребенок должен  уметь ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, за счет этого формируется произвольность психологических процессов.
3. Мотивационная готовность -
отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

4. Личностная готовность – определенное отношение к себе. Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. 

5.Коммуникативная готовность - потребность ребенка в общении со а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Включает сформированность таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, учителем, т.е. качеств, обеспечивающих адаптацию к новым социальным условием и освоение новой социальной позиции.

 

Подведем итог.

Ваш ребёнок при записи в 1 класс должен: 

-      Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.

-      Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

-      Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

-    Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.

-      Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно.

-  Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д).

-    Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.

-      Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.

-   Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

-    Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо).

-      Уметь культурно общаться с другими детьми.

-      Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка

-      Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.

-      Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.

-      Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.

-      Умение отвечать на вопросы и задавать их.

-      Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).

-      Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.

-   Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).

-      Иметь представление о сезонных явлениях природы.

-     Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).

-      Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. 

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:

- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;

-      умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;

-      причёсываться (своей расчёской);

-      мыть ноги перед сном тёплой водой;

-      утром и вечером чистить зубы;

-  при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;

-      пользоваться носовым платком;

-      быстро одеться, раздеться, убрать постель;

-      содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;

-      содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;

-      при входе в помещение вытирать обувь;

-      переодеваться в домашнюю одежду и обувь;

-      при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

 ЗАПОМНИТЕ:

При  подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!

Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры), ни одноклассников (не озвучивайте это при ребенке, даже если они не в его пользу!)  Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.