Уважаемые родители! Совсем скоро в жизни вашей семьи наступит ответственный момент - ваш малыш сделает новый шаг по лестнице жизни. Всем Вам, конечно, хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на пути наших детей, были преодолимыми. Вместе с Вами мы будем помогать детям учиться, радоваться общим успехам, помогать преодолевать трудности.
Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Как понять готов ли ребенок к школе? Давайте обсудим.
Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Содержание
психологической готовности включает в себя определенную систему требований,
которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был
способен с ними справиться.
Структура психологической готовности к обучению в
школе многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической
готовности к школьному обучению можно отнести интеллектуальную,
эмоционально-волевую, личностную (в том числе и мотивационную),
социально-психологическую (коммуникативную) готовность. И об этом должны знать родителям будущих
первоклассников.
Основные компоненты психологической
готовности к школе
1.
Интеллектуальная готовность – уровень развития
познавательной сферы психики. Наиболее важными
показателями готовности ребенка к обучению к школе являются характеристики
мышления и речи. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе
предполагает:
·
Умение обобщать, сравнивать и классифицировать объекты,
делать выводы;
·
Интерес к знаниям, процессу их получения;
·
Дифференцированное восприятие;
·
Овладение разговорной речью;
·
Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных
координаций.
2. Эмоционально-волевая
готовность - достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой
сферы. Ребенок должен уметь ставить
цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его
реализации, преодолевать препятствия, за счет этого формируется произвольность
психологических процессов.
3. Мотивационная
готовность - отношение к
учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к
приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание
детей поступить в школу и развитие любознательности.
4. Личностная
готовность – определенное
отношение к себе. Формирование
готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника,
имеющего круг важных обязанностей и прав. Кроме отношения к учебному процессу в
целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю,
сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая
форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение.
Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.
5.Коммуникативная готовность - потребность
ребенка в общении со а также способность исполнять роль ученика в ситуации
школьного обучения. Включает сформированность таких качеств, которые помогли бы
им общаться с одноклассниками, учителем, т.е. качеств, обеспечивающих адаптацию
к новым социальным условием и освоение новой социальной позиции.
Подведем итог.
Ваш ребёнок при записи в
1 класс должен:
- Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
- Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.
- Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно.
- Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д).
- Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.
- Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо).
- Уметь культурно общаться с другими детьми.
- Слушать старших и выполнять их распоряжения.
Требования, предъявляемые
к развитию речи ребёнка
- Умение
правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
- Умение
употреблять разные части речи точно по смыслу.
- Использовать
в речи синонимы, антонимы, существительные.
- Умение
отвечать на вопросы и задавать их.
- Умение
составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
- Умение
находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
- Уметь
правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на,
по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
- Иметь
представление о сезонных явлениях природы.
- Уметь
правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда,
одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие
животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
- Знать
домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К моменту поступления в
школу, дети должны уметь самостоятельно:
- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
- умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
- причёсываться (своей расчёской);
- мыть ноги перед сном тёплой водой;
- утром и вечером чистить зубы;
- при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
- пользоваться носовым платком;
- быстро одеться, раздеться, убрать постель;
- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
- содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
- при входе в помещение вытирать обувь;
- переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
- при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.
ЗАПОМНИТЕ:
При подготовке к
школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!
Ребенок охотно делает
только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
Постарайтесь достижения
ребенка не сравнивать ни со своими, ни с
достижениями старшего брата (сестры), ни одноклассников (не озвучивайте это при
ребенке, даже если они не в его пользу!) Ваша любовь и терпение будут
служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.