«ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА» (Родительский лекторий

 


Детско-родительские отношения по сравнению с другими видами межличностных отношений характеризуются высокой значимостью для обеих сторон, мотивами воспитания и родительства, степенью вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения, удовлетворённостью потребностей ребенка, заботой и вниманием к нему родителя, стилем общения и взаимодействия с ребенком, особенностями проявления родительского лидерства, степенью устойчивости и последовательности семейного воспитания.

Детско-родительские отношения могут быть положительными или отрицательными. В свою очередь отрицательные детско-родительские отношения могут быть фактором психологического дискомфорта для детей, а это чревато комплексами, постоянным чувством вины, заниженной самооценкой.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой — это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Родительское отношение отличается своеобразием и внутренней конфликтностью, которые заключается в максимальной выраженности и напряженности этих моментов. Они могут быть обозначены как личностное и предметное начало в отношении к ребенку.

Под детско-родительскими отношения понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним, а также отношение ребенка к родителям» (Т. В. Андреева).

Детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга (К. И. Василенкова).

Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом всех других социальных связей ребенка, которые ему предстоит устанавливать и создавать (В.М. Целуйко).

Иногда бывает, что ребенок начинает испытывать определенное психологическое неудобство, ему становится не по себе, а негативные эмоции появляются вне зависимости от его желания, воли, и от них потом ребенку очень трудно избавиться.

Это неприятное состояние ребенка, называется психологический дискомфорт. Он порождается разными причинами: усталостью, утомлением, неудачами, болезнью, неблагополучными детско-родительскими отношениями.

Основной проблемой в детско-родительских отношениях, как фактора психологического дискомфорта является конфликт между родителями. Во время конфликта родители не обращают внимания на жалобы ребенка и продолжают конфликтовать друг с другом, не беспокоясь о том, что ребенок слышит крик и все те нелицеприятные слова, которые они произносят. При этом родители могут любить ребенка и в определенной мере заботиться о нем. В таких ситуациях проблема заключается не в отсутствии родительской любви, а в неумении строить отношения с дочерью или сыном так, чтобы не травмировать их психику, а способствовать развитию личности, сохранению здоровья. Поэтому психосоматический дискомфорт у детей возникают чаще в результате многократно повторяющихся ситуаций, которые остаются родителями незамеченными и воспринимаются как нечто обыденное, т.е. нормальное.

Наиболее частыми причинами психологического дискомфорта у детей являются неправильно выстроенные семейные отношения родителей и детей: воспитание по принципу Золушки, кумира семьи или с гиперопека. Родители не используют при этом разнообразные методы воздействия на ребенка, а сосредоточены на небольшом числе однотипных. Например, при типе воспитания «Золушка» ребенок лишен любви и тепла. Особенности отношений ребенка и родителей в этом случае заключаются в том, что малышу уделяют внимание только в случаях контроля, критики, сравнения с другими детьми, обвинений. В таких семьях детей часто подвергают наказаниям, в том числе физическим. Они растут подавленными, с комплексом неполноценности.

Если отношения в семье между детьми и родителями выстроены таким образом, что взрослые воспитывают в семье кумира, то многое ему позволяют, во всем видят проявления его гениальности. Ребенок растет избалованным, стремится всегда и везде быть лидером, но не способен дружить со сверстниками, нести ответственность за свои действия. Везде ему хочется выделиться и быть самым лучшим, как в семье, однако все оказывается иначе, и ребенок уязвлен, страдает от несоответствия желаемого и действительного.

Если семейные отношения между родителями детьми предполагают гиперопеку, то взрослые лишают ребенка самостоятельности и постоянно держат под своим контролем. Ребенок живет в подавленном эмоциональном состоянии и страдает от многих болезней. Чрезмерная опека со стороны родителей может породить такие проблемы, как эмоциональная зависимость, с которой выросшему ребенку придется бороться много лет спустя.

Если психологическая проблема отношений родителей и детей лежит в гипоопеке, то ребенок не получает родительской заботы и предоставлен сам себе. Недостаток положительных эмоций, ласки и общения трансформируются в болезнь как средство привлечения внимания.

Психологический дискомфорт возникает у детей также в случае, когда в детско-родительских отношениях возникает «эффект Пигмалиона» — это роли, которые дети принимают под влиянием в детско-родительских отношениях; то есть все, чего желает (или опасается) родитель от ребенка, может стать реальностью. Поэтому любой ярлык, который мы «приклеиваем» на ребенка («ты ленивый», «у тебя плохой характер»), может сильно повлиять не его развитие, на его личность. И родители, как правило, этого не осознают. Не понимают, что эти ярлыки усваиваются ребенком. В каком-то смысле загрязняют, отравляют его поведение, его личность [8].

Психологический дискомфорт возникает у детей также в случае, когда детско-родительские отношения строятся по типу «Никто не будет тебя любить больше, чем мы».  В результате дети, хотя и не чувствуют, что их сильно любят в семье, считают себя не вправе жаловаться («они делают это для моего блага»). И эта фраза часто звучит в ситуации плохого обращения с детьми, когда их оскорбляют, унижают и т.д.

Детско-родительских отношения, как фактор психологического дискомфорта возникают тогда, когда взрослые «грузят» детей своими проблемами. Сколько раз мы видели, как дети оказываются в центре скандала между их родителями… Мы не любим это признавать, но выяснение отношений со своим мужем (женой) обычно нас настолько поглощает, что мы забываем о детях и не хотим думать о том, как это влияет на них. Многие семьи переносят свои фрустрации и неудовлетворенность на детей, создавая таким образом сильнейшее давление на них, давление, которому дети не должны подвергаться. Они нисколько не виноваты в проблемах своих родителей.

Неблагоприятные, напряженные детско-родительские отношения в семье не могут не сказываться на эмоциональном состоянии и психике ребенка, и со временем в детей, которые растут в несчастливых семьях и становятся свидетелями ссор, а иногда и драк между родителями, могут появиться следующие виды психологического дискомфорта, перерастающие в психологические проблемы и болезни:  

 1. Замкнутость - если родители постоянно пребывают в дурном расположении духа и часто разговаривают с детьми в резком тоне, позволяют себе высказывания в духе «ты весь в отца/мать - только нервы мне треплешь», «мне и так плохо, а тут еще и ты лезешь» и пр., то ребенок замыкается в себе. Такая реакция естественна, так как малыш таким образом защищается от враждебности внешнего мира. Кстати, в неблагополучных семьях замкнутость проявляется не только детей детсадовского и младшего возраста, но и подростков.

2. Агрессивность - ребенок, видя постоянные скандалы родителей, копирует их манеру поведения. «Если мама кричит и обзывает папу, а папа бьет маму, значит, такое поведение для людей вполне приемлемо» - делает выводы ребенок, и тогда родителям не следует удивляться, если на ребенка будут поступать регулярные жалобы из детского сада/школы или их чадо на какую-либо просьбу ответит нецензурной бранью. Если такому ребенку вовремя не поможет психотерапевт, то и во взрослом возрасте он будет вести себя чрезмерно агрессивно к окружающим людям.

3. Чрезмерная плаксивость и запуганность - ссоры и агрессия родителей пугают ребенка, и со временем могут сформировать у него психологию жертвы. Ребенку будет казаться, что все люди, как и отец и мать, постоянно раздражаются, злятся и повышают голос, а так как ребенок не может никуда убежать с родительского дома с его напряженной психологической атмосферой, то со временем он смирится с ситуацией и своей ролью безмолвной жертвы. С таких детей вырастают «идеальные жертвы», которые зачастую находят себе супругов-тиранов или работу, где начальник - самодур и тиран.

4. Комплекс вины - ребенок видит плохие отношения родителей и считает себя виновным в том, что папа и мама постоянно ругаются и грустят. Постоянное чувство вины разрушает психику ребенка изнутри, перерастая в неуверенность и нелюбовь к себе и комплекс неполноценности. Деструктивные и суицидальные наклонности, ханжество, лицемерие, постоянное притворство, неумение на равных общаться с людьми и строить отношения с противоположным полом, попадание в плохие компании - это распространенные последствия наличия комплекса вины у ребенка.

5. Неврозы - постоянный страх попасть под «горячую руку» расстроенных ссорой родителей и переживания из-за ругани мамы и папы со временем могут привести к развитию неврозов и фобий. Дети, родители которых регулярно скандалят и проявляют агрессию на глазах в ребенка, часто страдают от бессонницы, ночных кошмаров и разнообразных страхов. На фоне невроза, в свою очередь, могут развиться и разнообразные хронические заболевания сердечно-сосудистой, нервной или пищевой системы организма.

 В несчастливых неблагополучных семьях, где неблагоприятные, напряженные детско-родительские отношения, редко вырастают гармоничные и целостные личности, поэтому родители должны делать все, чтобы детско-родительские отношения в семье были благоприятными. И если супруги не могут решить проблемы в своих взаимоотношениях и оба понимают, что любовь и взаимоуважение безвозвратно ушли из их отношений, то им лучше развестись, ведь, как говорится, «ужасный конец лучше, чем бесконечный ужас».

Таким образом, психологический дискомфорт - это определенное психологическое неудобство, когда ребенку становится не по себе, а негативные эмоции появляются вне зависимости от его желания, воли, и от них потом ребенку очень трудно избавиться. Он порождается разными причинами: усталостью, утомлением, неудачами, болезнью, неблагополучными детско-родительскими отношениями. Основными проблемами в детско-родительских отношениях, как фактора психологического дискомфорта является конфликт между родителями;  неправильно выстроенные семейные отношения родителей и детей: воспитание по принципу Золушки, кумира семьи или с гиперопека; «эффект Пигмалиона» - это роли, которые дети принимают под влиянием в детско-родительских отношениях; то есть все, чего желает (или опасается) родитель от ребенка, может стать реальностью; когда детско-родительские отношения строятся по типу «Никто не будет тебя любить больше, чем мы»; когда взрослые «грузят» детей своими проблемами. Неблагоприятные, напряженные детско-родительские отношения в семье вызывают следующие виды психологического дискомфорта, перерастающие в психологические проблемы и болезни: замкнутость; агрессивность; чрезмерная плаксивость и запуганность; комплекс вины; неврозы.

Конфликты в детско-родительских отношениях имеют ряд негативных последствий для детей. Многие родители физически наказывают своих детей и считают наказание необходимым атрибутом «хорошего» родительства. Иногда способы физического наказания бывают очень жестокими и вызывают тяжелые соматические последствия. Также в семье имеются случаи психического насилия, насилия путем пренебрежения основными нуждами ребенка, психологического давления друг на друга, эмоциональное отчуждение, вплоть до бойкотирования, изгнания из дома, оставление без заботы и помощи. Если ребенок постоянно находится под воздействием данных факторов, то это очень большая вероятность склонности ребёнка к суициду.

Родители не выполняют такие важные функции, как эмоциональная поддержка членов своей семьи, формирование чувства психологического комфорта и защищенности. А детско-родительские отношения не носят направленного характера на конкретную деятельность, детей и родителей не связывает общее любимое дело, родители редко обсуждают проблемы своих детей, редко радуются их успехам, и даже друг с другом родители редко делятся своими переживаниями, а это тоже является фактором детских суицидов.

Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка, оказывает сильное влияние на его последующее развитие, формирование нравственности. Это создает общественную угрозу в формировании у детей безнравственности и бездушности как целевых ориентиров в жизни для достижения своей цели, что тоже является фактором детских суицидов.

Серьезную проблему представляет и непоследовательность воспитания в результате безграмотности родителей или по причине отсутствия жизненного воспитательского опыта. Родители в возрасте или совсем молодые люди, ставшие родителями, входят в группу риска для суицидального поведения детей.

У родителей в семьях, где ребенок совершил суицидальную попытку, присутствуют яркие специфические суицидологические особенности. У них достоверно чаще обнаруживается собственная суицидальная активность в мыслях и поведении, отмечается высокий уровень представленности несуицидальных аутоагрессивных паттернов и предикторов саморазрушающего поведения.

На суицидальное поведение подростков влияют как индивидуально-психологические особенности личности, так и тип воспитания ребенка в семье. Невнимание, недостаточно серьезное отношение к своему ребенку, его проблемам и переживаниям могут стать факторами, увеличивающими вероятность попыток суицида в детском возрасте.

Таким образом, детско-родительские отношения являются фактором детских суицидов.

С целью профилактики суицидов родителям необходимо:

1.      ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

2.      анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

3.      учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...»;

4.      воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

5.      не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

6.      не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

7.      обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

8.      записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:

1.      Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенность в том, что все хорошо. Заключение его в объятия позволяет одновременно оценить, насколько серьезно психически травмирован ребенок.

2.      Попросите ребёнка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.

3.      Выслушав ребёнка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом следует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё. Если выход из данной ситуации неочевиден, следует вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту.

4.      Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник - дома или вне дома.

5.      Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось. Готовность родителей защитить ребенка от * несправедливости покажет ему, что он не одинок. Родителям необходимо дать почувствовать ребенку, что он им не безразличен и очень дорог и что родители его действительно очень любят.

6.      Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать.

7.      Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Взрослые люди, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как подростку, так и в семье.

8.      Следует критически рассмотреть отношения в семье, с ребенком и сменить стиль общения во избежание трагедии. Необходимо все бросить и заняться жизнью ребенка, за которого родители несут ответственность. Родители обязаны помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, создать перспективу, просто посочувствовать ему и принять его таким, каков он есть.

9.      При попытке суицида необходимо немедленно вызвать «скорую» медицинскую помощь, а тем временем постараться взять себя в руки и не паниковать. Не следует кричать, говорить следует спокойно и доброжелательно, ни в коем случае не упрекать ребенка или кого-то из родных в случившемся. Беда ведь общая. При попытке отравления следует промыть желудок, а при порезе перетянуть руку жгутом и остановить кровотечение. В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями ребенка или уходом из дома. Во всяком случае это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом. Если ребенок доведён до такого состояния, что он решил «уйти в мир иной», значит, есть на это очень серьезные причины.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ! Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы...

 


 

Список литературы

1.    Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие.  [Текст] / Т. В. Андреева — СПб.: Речь, 2014. — 244 с.

2.    Бутина-Гречаная С. В.  Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений [Текст] / С. В. Бутина-Гречаная [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-analizu-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 26.01.2019).

3.    Варга, А.Я. Типы родительского отношения. [Текст] / А. Я. Варга   - Самара, 2013.  321 с.

4.    Дубанова В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений [Текст] / В.А. Дубанова [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 26.01.2019).

5.    Зотов, М.В.  Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. / М.В. Зотов - СПб., Речь, 2016. – 144 с.

6.    Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного кон- сультирования: Учебное пособие. [Текст] / О.А. Карабанова — М.: Гардарики, 2015. — 320 с.

7.    Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка [Текст] /  Л. А. Николаева [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-razvitiya-rebenka (дата обращения: 26.01.2019).

8.    Психология семьи и семейных отношений [Текст] / К. И. Василенкова [Электронный ресурс]. URL: http://psylist.net/family/ (дата обращения: 26.01.2019).

9.    Рыбакова А.И. Понятие детско-родительских отношений в психологии [Текст] / А.И. Рыбакова [Электронный ресурс]. URL: http://izron.ru/articles/voprosy-sovremennoy-pedagogiki-i-psikhologii-svezhiy-vzglyad-i-novye-resheniya-sbornik-nauchnykh-tru/sektsiya-17-sotsialnaya-psikhologiya-spetsialnost-19-00-05/ponyatie-detsko-roditelskikh-otnosheniy-v-psikhologii/ (дата обращения: 26.01.2019).

10. Таранкова, И.Л. Суицидальное поведение / И.Л. Таранкова - СПб., Медицинская пресса, 2018. – 677 с.

11. Целуйко В.М. Психология современной семьи [Текст] / В.М. Целуйко  - М.: АСТ. - 2016. – 561 с.

12. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. [Текст] /  Э.Г. Эйдемиллер  - СПб.: Питер, 2012. – 561 с.