Первые месяцы школьной жизни для первоклассника является достаточно серьезным испытанием. В жизни ребенка появляется очень много нового.
Новое пространство. Нужно запомнить, где находится твой класс и другие помещения, в которых проходят занятия. А еще новое пространство - новые звуки, новые запахи, новые тактильные и кинестетические ощущения. Ко многому необходимо привыкнуть.
Новое дело. Учеба становится основным делом первоклассника. Нужно каждый день систематически осваивать новые знания, транслируемые определенными людьми определенным способом. Сложность вызывает не столько объем информации, а ситуация, в которой этот объем транслируется.
Новые требования. Для того, чтобы быть успешным, нужно соответствовать новым требованиям. Часть требований предъявляются открыто, в виде школьных правил. И нужно научиться действовать в соответствии с этими правилами. А часть требований нужно понять самому, определить ожидания, которые существуют на уровне “у нас так принято”.
Новый режим жизни. Это не только подъем в определенное время и уроки согласно расписанию. Это необходимость управлять своими потребностями, в том числе физиологические, определенному ритму жизни. Есть на уроке нельзя. Игрушки лучше оставить дома, а сейчас заняться делом.
Новый статус. Которого дети ждут. И надеются, что новый статус станет для них пропуском в пространство взрослой жизни. Расширит круг их возможностей.
В психологическом состоянии
первоклассника может
наблюдаться:
● Чувство
напряжения, тревоги. Так как нет четкого понимания, как устроен школьный мир,
появляется тревога, напряжения. Это физиологическая готовность к быстрому
защитному реагированию в неопределенной ситуации.
● Противоречивость
чувств. Позитивное и негативное
переплетается в сложный “коктейль” переживаний: я, как и все пошел в школу,
но мне трудно находиться там целый день,
у меня новые одноклассники, но я не знаю как себя с ними вести, у меня замечательная учительница, но я не всегда понимаю, что она от меня хочет и
скучаю по воспитательнице в детском саду, у нас красивы класс, но в детском
саду остались мои любимые игрушки….
● Неуверенность.
Нет понимания, как действовать, чтобы быть хорошим и принятым людьми разного
возраста и разного статуса.
● Чувство
потери, лишения. Идя в школу, ребенок не осознает, что прошлая дошкольная жизнь
остается в прошлом навсегда. И в
какой-то момент этой прошлой жизни становится очень жаль.
● Усталость.
Адаптация - очень энергозатратный период. Для того, чтобы справиться со всем
объемом задач, нужно очень много сил.
1. Соблюдайте
режим. У ребенка должно быть достаточно времени для отдыха, восстановления сил.
2. Откажитесь
от активных видов отдыха на первые три месяца школьной жизни (праздники,
застолья, шумные компании, поездки и
пр.) Праздник - тоже энергозатратное
мероприятие, требующее времени для дальнейшего восстановления. Выбирайте “тихие” виды отдыха.
3. Помогайте
ребенку понять правила, которые предъявляет школа. Проговаривайте, объясняйте,
зачем они нужны, играйте в правила, напоминайте о них…
4. Поддерживайте
уважительные отношения семья- школа. Родители должны поддерживать требования,
которые предъявляет учитель, школа.
А школа не должна критиковать то, что транслирует семья. Для ребенка в этот
период взрослые выступают гарантом его благополучия и психологической
безопасности. Если в пространстве
взрослых появляются споры, это повышает тревогу. Решайте проблемы на “взрослом уровне”.
5. Проявляйте
интерес к школьной жизни. Ребенок должен видеть, что для всей семьи это важное
событие.
6. Не
сравнивайте успехи ребенка с успехами других детей. Каждый человек уникален.
7.
Эмоционально поддерживайте
ребенка. Обращайте внимание на положительные моменты, без всяких НО.
●
Повышенная
раздражительность и капризность.
●
Болезненность.
●
Нарушение цикла
сон-бодрствование.
●
Постоянные жалобы на
учителей, одноклассников и школьные трудности.
●
Упрямство.
●
Демонстрация “детского”
поведения, характерного для прошлого возрастного периода (детская речь,
недержание, возвращения к играм, от которых давно отказался…)
При
возникновении этих симптомов ОБЯЗАТЕЛЬНО обратитесь к психологу!
●
Хорошая работоспособность: хватает сил для
обучения, включения в дополнительные и досуговые мероприятия, для решения
ежедневных задач.
●
Хорошая ориентация в
школе: ребенок знает, где расположены: основной класс и кабинеты, в которых
проходят занятия, столовая, туалет, библиотека…
●
Ориентация в циклограмме
школьной жизни: знание расписания, ритма учебы и отдыха.
●
Положительная самооценка
и позитивное отношение к окружающей действительности.
●
Хорошее стабильное психологическое
состояние. Желание ходить в школу.